Законопроект о продаже земли от «слуг народа» — это антипод Земельного кодекса Медведчука

Aвтoр: Вaсилий Гoлян, дoктoр экoнoмичeскиx нaук, прoфeссoр; oригинaл нa сaйтe "Кaпитaл"

В новейшей истории Украины есть ряд знаковых событий, которые стали решающими, потому что повлияли на выбор магистральных направлений процессов и обеспечили ускоренные темпы социально-экономического развития в начале 2000-х годов. К таким событиям следует отнести "бархатную революцию" в Украинском доме, принятие Земельного кодекса Украины в 2001 году и конституционную реформу 2004 года. Все эти события не получили бы должного содержательного наполнения и логического завершения, если бы не государственная позиция и настойчивость Виктора Медведчука.

Сейчас, когда правящая коалиция пытается запустить рынок сельскохозяйственных земель по предписаниям представителей и непосредственных лоббистов транснационального капитала, базовые положения Земельного кодекса Украины, принятого в 2001 году при непосредственном участии Виктора Медведчука, снова приобретают эпохальный характер, поскольку они не только дали высокий старт ускорению аграрной реформы, но и сформировали прочные фундаменты для сохранения в собственности украинского народа его наибольшего богатства — земли.

Попытки провести параллели между спорадическими действиями нынешнего парламентского большинства (невиданные доселе потуги любой ценой отменить мораторий на свободное обращение земель сельскохозяйственного назначения и запустить земельный рынок в интересах транснационального капитала — принятие в первом чтении 13 ноября 2019 года законопроекта № 2178-10) и принятием судьбоносного Земельного кодекса Украины 2001 года являются свидетельством своеобразного рецидива "детской болезни псевдореформаторства" правящего политического конгломерата.

Отражением политиканства и целенаправленной подмены понятий становятся также отдельные публикации на интернет-ресурсе "Украинская правда", вроде материала "Медведчук уже не тот…", где целенаправленно искажается позиция Виктора Медведчука по земельным вопросам. Лейтмотивом этого материала является обвинение Виктора Медведчука в непоследовательности при голосовании за земельные законопроекты. Настойчивость Медведчука как председательствующего на заседании парламента, когда был принят Земельный кодекс Украины 2001 года, противопоставляется его бескомпромиссной позиции, которая заключается в недопущении форсирования земельной реформы, осуществляемой правящим политическим конгломератом под диктовку иностранных кураторов.

Автор этой публикации на "Украинской правде", так сказать, путает, а точнее, сознательно объединяет святое с грешным. Принятие Земельного кодекса 25 октября 2001 года, который ввел частную собственность на землю (глава 14, статья 78), дало возможность законодательно оформить извечное стремление украинских крестьян, в первую очередь собственников земельных (долей) паев (6,9 млн граждан) площадью 27,7 млн гектаров, владеть землей. Именно принятие этого кодекса было необходимым условием формирования в Украине классических атрибутов рыночной социально-ориентированной экономики и делало землю полноценным элементом системы товарно-денежных отношений.

В Земельном кодексе Украины от 25 октября 2001 года были предусмотрены все необходимые меры предосторожности, чтобы исключить спекуляции с земельными участками сельскохозяйственного назначения, проявления земельного рейдерства, чрезмерную концентрацию земель в одних руках и поглощения сельскохозяйственных земель иностранными юридическими и физическими лицами.

Во-первых, пункт 13 Раздела X "Переходные положения" вводил ограничения на концентрацию земель сельскохозяйственного назначения в одних руках, в соответствии с которым до 1 января  2010 года граждане и юридические лица могли приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров. Для сравнения: проголосованный 13 ноября 2019 года законопроект № 2178-10 предусматривает, что совокупная площадь земельных участков общего конечного бенефициарного владельца в пределах одной области или Автономной Республики Крым не должна превышать 8% земель сельскохозяйственного назначения такой области (то есть фактически 100 000 гектаров). 100 гектаров и 100 000 гектаров — вещи несопоставимые.

Во-вторых, статья 130 Земельного кодекса четко определяла перечень покупателей земель сельскохозяйственного назначения, которыми могли выступать граждане Украины, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве или занимающиеся ведением сельскохозяйственного производства, и юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства. Также статья 130 оказывала преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения гражданам Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, что было особенно важно для социально-экономического подъема сельских территорий и сохранения украинского села.

В-третьих, пункт 4 статьи 22 предусматривал законодательную норму, согласно которой земли сельскохозяйственного назначения не могли передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам. Статья 81 и статья 82 вводили законодательную норму, согласно которой иностранные граждане и иностранные юридические лица, получив в наследство земли сельскохозяйственного назначения, должны в течение одного года обеспечить отчуждение этих земель, что создавало надежный законодательный барьер для поглощения нерезидентами сельскохозяйственных земель Украины.

В связи с тем, что принятие Земельного кодекса 25 октября 2001 года происходило в условиях, когда не была сформирована критически необходимая законодательная база для полноценного функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения (осуществление операций купли-продажи сельскохозяйственных земель), в частности не была сформирована современная система мониторинга земель, земельного кадастра, инвентаризации земель, изменения целевого назначения отдельных категорий земель, разграничения земель, защиты мелких землевладельцев, введение моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель в то время было оправданным (пункт 15 Раздела X "Переходные положения").

Согласно этому пункту граждане и юридические лица, которые имели в собственности земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины — собственники земельных долей (паев) не вправе до 1 января 2005 года продавать или иным способом отчуждать принадлежащие им земельные участки и земельные доли (паи), кроме мены, передачи их в наследство и при изъятии земель для общественных потребностей.

Мораторий на отчуждение, в том числе куплю-продажу сельскохозяйственных земель, рассматривался как временное явление и был направлен на то, чтобы дать время украинской власти сформировать надежные основы для цивилизованного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Зато правительства Ющенко и Порошенко своим бездействием в сфере земельных отношений сформировали украинский феномен латифундизма, что привело к усилению сырьевой направленности развития отечественного АПК, и Украина фактически стала сырьевым придатком не только Запада, но и Востока.

Именно во времена президентства Порошенко в течение нескольких лет целенаправленно не назначались руководители Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Госгеокадастра Украины и профильного парламентского комитета, что давало возможность посредством использования института исполняющих обязанности обеспечивать ручной режим управления земельными отношениями и предоставлять невиданные доселе преференции агрохолдингам, в том числе и в вопросах наращивания банка сельскохозяйственных земель.

Из приведенного напрашивается вывод, что Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года и проголосованный 13 ноября законопроект № 2178-10 — это законодательные акты-антиподы. Если первый законодательный акт создал институциональную основу для реализации конституционного права украинских крестьян владеть и распоряжаться землями сельскохозяйственного назначения и предотвращал поглощение крупнейшего богатства Украины иностранцами, то второй — "открывает шлюзы" для поглощения украинских сельскохозяйственных земель акулами транснационального капитала.

Поэтому поддержка законопроекта № 2178-10 — это завуалированная форма сдачи национальных интересов. Такой законопроект, как и следовало ожидать, не нашел поддержки у Виктора Медведчука и других депутатов "Оппозиционной платформы — За жизнь", поскольку этот акт фактически искажает базовые основы Земельного кодекса Украины 2001 года и ведет к поглощению украинских черноземов иностранным капиталом, расширению масштабов земельного рейдерства и, в конце концов, к обезземеливанию украинских крестьян.