Минск и Мoсквa пo-рaзнoму oцeнивaют угрoзу oт aктивизaции дeятeльнoсти НAТO в Eврoпe, считают опрошенные DW эксперты. По их мнению, и реакция РФ и РБ на это будет также различной.
Беларусь и России не оставили без внимания введение в эксплуатацию на юге Румынии радиолокационной станции (РЛС) противоракетной обороны (ПРО) США и начала строительства на севере Польши такого же объекта, который начнет действовать в 2018 году.
Минск и Москва выработают «адекватные меры» в ответ на размещение военных объектов НАТО в Европе, заявил министр МИД Беларуси Владимир Макей 16 мая по итогам встречи с главой российского МИД Сергеем Лавровым. «Мы разделяем озабоченность в связи с тем, что наши коллеги из стран НАТО передвигают военную инфраструктуру близко к нашим границам», — добавил в свою очередь Лавров. Однако опрошенные DW эксперты указали, что в Беларуси и России по-разному оценивают угрозы от расширения военного присутствия альянса в Европе.
НАТО как угроза для РФ
Россия считает американскую систему ПРО в Европе угрозой для себя. «Мы вынуждены будем подумать о том, чтобы купировать угрозы, возникающие в отношении безопасности Российской Федерации», — заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам ВПК 13 мая.
«От Москвы можно ожидать любого ответа, — отметил российский военный аналитик Владислав Шурыгин в беседе с DW. Одним из вариантов, по его мнению, может стать размещение в Беларуси российских высокотехнологичных систем ПВО, в том числе и с элементами ПРО: «У нас единая система ПВО с белорусами, и Минск может закупать у РФ комплексы С-400, аналогичные тем системам, которые будут разворачиваться в Польше».
По мнению Шурыгина, Россия может продать Беларуси такую технику в рассрочку, или передать в совместную эксплуатацию, «то есть, на российских системах будут работать и белорусы, и россияне». В рамках подписанного в 1999 году «Договора о создании Союзного государства Беларуси и России» для размещения российских вооружений на белорусской территории в мирное время нужны решения главнокомандующих двух стран. «Беларусь может спокойно разрешить нам пользоваться своими военными объектами на своей территории, как это уже делается», — добавляет Шурыгин.
Он полагает, что у Москвы нет необходимости размещать в Беларуси оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» (предположительно могут быть средством доставки тактического ядерного оружия. — Ред.) Это, по мнению эксперта, можно сделать в Калининградской области, расположенной намного западнее. Но при этом Вячеслав Шурыгин не исключает, что в Беларусь могут быть поставлена другая новейшая военная техника, которая будет находиться под управлением российского командования. Системы же обнаружения запуска ракет останутся белорусскими. А какая роль в итоге будет отведена Беларуси, определят в Москве, убежден Шурыгин.
Чего опасаться Беларуси
Однако в обзоре белорусского портала Belarus Security Blog говорится, что совместное заявление Минска и Москвы, с которым выступили главы МИД двух стран в ответ на расширение инфраструктуры НАТО в Европе, имеет различную подоплеку. «Общая позиция не всегда предполагает общие меры реагирования. Россия готова продолжать конфронтацию с НАТО, столь же очевидно, что Беларусь стремится дистанцироваться от противостояния», — указывают аналитики интернет-ресурса.
На разную реакцию союзников в ответ на размещение элементов американской ПРО в Европе обратил внимание в комментарии для DW и бывший сотрудник Информационно-аналитического центра при администрации президента Беларуси, эксперт минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик. «Во-первых, глава белорусского МИДа Владимир Макей не сказал ни слова о ПРО, потому что ПРО НАТО никак не угрожает Беларуси», — напомнил Царик.
Во-вторых, продолжает он, Минск выразил беспокойство по поводу размещения дополнительных сухопутных воинских контингентов НАТО в Прибалтике, однако министр Макей назвал это не угрозой, а лишь потенциальным вызовом. «В-третьих, совместная проработка «адекватных мер реагирования», о которой договорились белорусская и российская сторона, — формулировка скорее декларативно- политическая, чем конкретно-практическая», — заметил Юрий Царик.
И подчеркнул, что белорусско-российский военный союз является сугубо оборонительным, поэтому никаких специальных мер в ответ на расширение военного присутствия НАТО в Европе от Минска не потребуется. По выражению аналитика, территория Беларуси не имеет никакого значения для противодействия инфраструктуре элементов ПРО в Румынии и Польше, «а усиление сухопутной военной группировки НАТО на наших границах не придало ей сколько-нибудь значимого наступательного потенциала».
При этом Царик убежден, что Москва воспользуется действиями альянса, чтобы усилить давление на Минск с целью принудить его вступить в «новую холодную войну на своей стороне». Однако, уверен Царик, «Беларусь, участвуя в военной интеграции с Россией, продолжает сохранять в своих руках всю полноту ответственности за свою территорию».
Ни нашим, ни вашим
С тем, что Минск не горит желанием участвовать в противостоянии РФ с НАТО, согласен и эксперт Белорусской аналитической мастерской (BAW) в Варшаве Андрей Федоров. «Беларусь явно не хочет портить отношения с ЕС, и пока вся риторика Минска про «совместный адекватный ответ НАТО» работает на одного зрителя — на Кремль», — сказал политолог в беседе с DW.
Другое дело — как будут развиваться события дальше. «Если конфликт РФ с Западом будет разгораться, сопротивление белорусских властей будет сломлено очень быстро из-за сильной экономической зависимости от Москвы», — предупреждает Федоров. И констатирует, что несмотря на отказ Лукашенко разместить в Беларуси российскую авиабазу, этот вопрос пока полностью не закрыт. Не исключает эксперт BAW и поставок других видов российских вооружений Минску, если Кремль все же решит использовать территорию страны-соседки в своих военных целях.
«В интересах Беларуси сохранять курс на нормализацию отношений с Европой и США и держаться подальше от воинственно настроенной Москвы. Хотя сделать это будет очень трудно, так как рычагов давления у Кремля на Минск предостаточно», — резюмировал Андрей Федоров.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.