Внешнеполитический курс Трампа: противоречивые обещания и популизм

Цeлью выступлeния Дoнaльдa Трaмпa, в кoтoрoм oн рaсскaзaл о своих внешнеполитических приоритетах, было успокоить европейских союзников США. Однако он добился противоположного эффекта.

Явно пытаясь смягчить провокационную риторику и продемонстрировать, что он соответствует должности президента, Дональд Трамп не стал повторять свое скандальное предложение, привлекшее внимание СМИ и обеспечившее ему поддержку правых радикалов в США и за границей. Выступая с программной речью в Вашингтоне, возможный кандидат в президенты США от Республиканской партии ни словом не упомянул не только свое обещание построить стену на границе с Мексикой, но и мексиканских мигрантов, которых он непрерывно оскорблял в ходе своей избирательной кампании.

Вместо этого Трамп, считывая свою речь с телесуфлера — вероятно, это было нужно для того, чтобы не дать ему отступить от текста — попытался последовательно изложить свои внешнеполитические взгляды. Однако это у него не получилось. Дональд Трамп говорил законченными предложениями, никого не оскорблял и не хвастался своим личным успехом и богатством. Однако для создания основательной внешнеполитической платформы этого недостаточно.

Популизм и никакой конкретики

Выступление Трампа не помогло развеять опасения по поводу его возможной победы на президентских выборах в США. По сути, его речь стала повторением его популистской мантры «Америка превыше всего», подкрепленной противоречивыми обещаниями. К примеру, Трамп заверил своих партнеров в том, что под его руководством Соединенные Штаты снова станут их «надежным другом и союзником». В то же время он пригрозил оставить европейские страны ни с чем в случае, если они не попытаются облегчить финансовое бремя американцев и не выделят больше средств для обеспечения собственной безопасности в рамках НАТО.

Трамп повторно заявил, что намерен за короткий срок уничтожить террористическую группировку «Исламское государство» — желательно, с помощью стран Ближнего Востока, однако не стал вдаваться в подробности. Он также пообещал пересмотреть существующие и заключить новые торговые соглашения, отвечающие интересам США: при этом он, правда, не уточнил, по какой причине торговые партнеры американцев могут согласиться на подобные сделки.

По словам Трампа, США должны перестать заниматься установлением демократии на Ближнем Востоке и взамен этого ставить на первое место собственные интересы. В то же время он подчеркнул, что в случае его избрания США продолжат играть роль миротворца. Как он собирается совместить эти цели, Трамп снова не пояснил.

Американская версия Ле Пен и Орбана

Высказывания Трампа повергли европейских наблюдателей в шок. «Должна признаться, что, когда я уезжала, меня подташнивало. Трамп — абсолютный популист: ему удалось объединить принцип «Америка превыше всего» с элементами крайнего пацифизма, жесткого милитаризма и неотесанностью», — говорит Федерига Бинди, профессор политологии Римского университета Тор Вергата.

Похожего мнения придерживается руководитель берлинского бюро Европейского совета по внешней политике Йозеф Яннинг (Josef Janning). «Я — европеец, и я услышал выступление американской версии Ле Пен, Орбана и других европейских популистов, которые хотят убедить нас в том, что укрепление сотрудничества путем делегирования частисвоихполномочий (наднациональным организациям. — Ред.) является источником всех бед», — говорит он.

«Я изучал историю американской дипломатии. Когда я слышу, как потенциальный кандидат в президенты от Республиканской партии настойчиво повторяет свой лозунг «Америка превыше всего», что без всякого сомнения является одним из крайних проявлений американского популизма в вопросах внешней политики, вызывает у меня чувство глубочайшей обеспокоенности», — отмечает профессор политологии лионского университета Science Po Венсан Мишело.

Трамп — проблема для Европы

В случае, если речь Трампа задумывалась как попытка наведения мостов с внутриполитическим истэблишментом Республиканской партии, который раскритиковал кандидата в открытом письме в начале марта, то она также провалилась, полагает Мэтью Крёниг, специалист по национальной безопасности США и бывший советник по внешней политике во время президентской кампании Митта Ромни в 2012 году. «Если же это задумывалось как серьезное выступление по вопросам внешней политики, то оно не достигло своей цели», — считает он. По словам эксперта, высказывания Трампа дают больше, а не меньше оснований для беспокойства по поводу того, какой может стать внешняя политика США в случае его избрания.

Как отмечает Йозеф Яннинг, принцип «Америка превыше всего», которому следует Трамп, может стать большой проблемой для Европы. По его словам, это может способствовать усилению вмешательства США в политику мусульманских стран, что может иметь серьезные негативные последствия.

В свою очередь, его французский коллега Венсан Мишело был «встревожен и обескуражен» услышанным. В то же время он полагает, что выступление Трампа неожиданно дало и положительный эффект. «Его речь стала подтверждением того, что, во избежание катастрофы летом или ранней осенью, следующим президентом США станет женщина», — резюмирует он.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.