Укрaинскoe прaвитeльствo с кaждым циклoм oбнoвлeния министрoв всe бoльшe и бoльшe плодит разнообразные стратегии, планы действий и прочие пустые документы, которые затем выполняются в экономической области, в лучшем случае на треть. Похоже, что руководство страны скоро войдет в Книгу рекордов Гиннесса по количеству неисполненных планов, стратегий и программ. Однако сей факт не остановил правительство Гройсмана, и на сайте Кабмина появился очередной проект плана, правда, нужно отдать должное, на этот раз его собрались обсуждать публично.
Стратегия без идеологии
Что не понравилось в проекте кабминовского документа — это полное отсутствие экономической идеологии. А сам документ мне почему-то напомнил "Книгу жалоб и предложений" в заведениях общепита времен СССР. Видимо, проект плана действий составлялся по принципу приема заявок по двум категориям: "кому что нужно?" и "у кого какие будут идеи?". Плюс этого принципа: исполнительная власть явно находится в режиме диагностики проблем. Минус вытекает из ознакомительной природы документа: нет четкой экономической идеологии, на которой бы был построен базис работы правительства. Кроме того, есть проблемы с комплексностью и логикой документа, а также явная путаница с пониманием стратегических и тактических решений.
Например, как ни пытался я понять отношение правительства к роли государства в экономике страны, я не смог этого найти в проекте документа. С одной стороны, у правительства есть грандиозные планы по приватизации, с другой стороны, исходя из проекта документа, нас не ожидают кардинальные перемены в медицине и системе пенсионного обеспечения. Также в проекте документа есть явные грубые статистически ляпы. К примеру, в разделе о приватизации приводится статистика, в которой указанно, что "в стране насчитывается более 3500 госпредприятий, 1700 из которых не подлежит приватизации, в то время как в странах ЕС эта цифра в среднем составляет около 300". Подобного рода статистика никак не может быть ориентиром, поскольку она не показывает степень участия госпредприятий в экономике, так же, как учет овец по головам не показывает общий живой вес стада.
Подозрительные статьи
Мне, конечно, хотелось бы, чтобы правительство в своем плановом документе четко указало, что оно настроено на минимизацию участия государства в экономике именно как участника рынка, и частично это читается в разделе о приватизации. Однако далее по программе встречаются пресловутые "инфраструктурные проекты", которым посвящен целый раздел документа. И если, скажем, по газу и электроэнергии высказанные идеи являются приемлемыми, то, например, по автодорогам у меня появились вопросы и, более того, подобную часть проекта плана я нахожу "подозрительной".
Правительство не планирует приватизацию или иную реформу Укравтодора, а совсем наоборот, планирует расширить финансирование действующей структуры и передать часть дорог на балансы местным бюджетам. В проекте документа акцентируется внимание, что в Украине очень мало выделяют денег на обслуживание дорог — только 0,9% ВВП, а вот к примеру в РФ 1,5%, а в Польше 1,4%. Показатель, прямо скажем, очень сомнительный из-за разницы в протяженности дорог в разных странах и уровня коррупции. В то же время в документе утверждают, что Украина теряет от плохого состояния дорог примерно 5% годового ВВП. А вот что откровенно пугает, так это таинственная фраза в проекте "розширити цільові джерела фінансування дорожнього господарства", что в переводе на понятный для населения язык означает возможное увеличение прямых или косвенных сборов с автовладельцев.
Дефицитные статьи
О пенсионной реформе в проекте написано очень мало. Только то, что система начисления пенсий является непрозрачной, а большая часть пенсий — это доплаты разным категориям пенсионеров. В проекте указанно, что дефицит Пенсионного фонда составляет 81,3% млрд грн, при этом 77,2 млрд из этой суммы образовались из-за уменьшения Единого взноса. В то же время правительство подтверждает, что размер минимальной пенсии 1130 грн составляет 51% от прожиточного минимума. Как достижение выставляется тот факт, что в стране уровень пенсионной нагрузки на ВВП составляет 11,3%, что соответствует среднеевропейскому показателю. Судя по всему, повышение пенсионного возраста правительство не планирует, но удивляет аналитический подход Кабмина к пенсионной проблеме. Они сравнивают среднюю пенсионную нагрузку на ВВП в ЕС и в Украине, которая, в принципе, среди стран Европы всегда пасла задних по показателю ВВП на душу населения. Поэтому становится понятно, откуда минимальная пенсия в 2 раза меньше прожиточного минимума: просто пенсионную нагрузку сделали европейской, а ВВП остался неевропейским.
Совсем обидело правительство страховую индустрию: кроме агрострахования и довольно специфической темы по страхованию экспортных рисков отрасль вообще не упоминается в документе, так же, как и тема страховой медицины.
Как-то уж совсем мало уделено внимания инвестиционному климату, в этом ключе упомянута только налоговая реформа и рейтинг Мирового Банка Doing Business, который очень популярен у украинских чиновников, но несмотря на позитивные подвижки в нем, это не дает Украине притока реальных инвестиций.
План без математики
Проект документа в целом написан плохо и, видимо, второпях, поскольку часть "экономических вопросов" населения остались без ответа, аналитическая часть документа содержит или фейковые бенчмарки, которые ничего не показывают, или вообще не содержит индикаторов, которые бы показывали, на что именно в своих расчетах ориентируется правительство и какой именно показатель укажет на то, что при исполнении плана правительство достигло цели. Справедливо было бы сказать, что у проекта Плана вообще нет связанного математического аппарата, построенного на национальной статистике, хотя периодически некое подобие системы показателей всплывает.
Что мне очень понравилось в проекте плана — так это его стратегическая цель, языком оригинала: "Мета, яку ставить перед собою Уряд, — забезпечити зростання рівня життя громадян і підвищення його якості завдяки сталому економічному розвитку". Вот эта цель для страны с демократическим выбором выстроена абсолютно верно, но без математического аппарата проект Плана похож на политический документ без конкретных обязательств, хотя проект, который приглашает к дискуссии, таким может быть. Осталось подождать только утвержденного документа.