Виктор Медведчук: «Провал экспортной политики Украины в 2014-2019 годах»

Виктoр Мeдвeдчук, прeдсeдaтeль пoлитсoвeтa пaртии "Оппозиционная платформа — За жизнь"

В январе — мае 2019 года Украина экспортировала товаров на $20,89 млрд, что на 7,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В правительстве это расценивают как успех.

Но для того, чтобы реально оценить успехи экспортной политики Украины в 2014-2019 годах, достаточно сравнить показатели января — мая 2019-го с показателями 2013 года за аналогичный период. Тогда экспорт товаров достигал $27,19 млрд. То есть произошло колоссальное сокращение объема экспорта — потеря почти четверти его объема. А ведь 2013 год был не лучшим для внешней торговли Украины.

Это следствие провальной попытки переориентировать экспорт Украины с традиционных рынков России и других стран СНГ на рынки стран ЕС, а также результат потерь неконтролируемых территорий Донбасса и Крыма. А сколько было сказано о том, что Донбасс "высасывает соки" из других регионов Украины!

Порошенко в 2014 году заявлял: "Жители Донбасса и Луганска сами скоро начнут проситься обратно, поскольку сами "ничего делать не умеют"". Реальность была другой: Донбасс обеспечивал создание около 15% ВВП страны при приблизительно 14,5% от численности населения, а также вносил огромный вклад в экспорт и обеспечивал значительную часть валютных поступлений в Украину.

Но дело не исключительно в количественных потерях экспорта. К 2019 году произошла глубокая деформация его структуры, свидетельствующая о превращении Украины в аграрно-сырьевую периферию не только развитых, но и многих развивающихся стран.

В январе — мае 2019 года Украина больше всего экспортировала продукты растительного происхождения — на $4,9 млрд, недрагоценные металлы и изделия из них — на $4,7 млрд, жиры и масла — на $2 млрд, минеральные продукты — на $2 млрд. С такой структурой экспорта достойное место в мировом экономическом разделении труда занять невозможно.

Выход из тупика известен — восстановление взаимовыгодных экономических связей с РФ и другими странами СНГ.

Конечно, по украинской высокотехнологичной продукции, которая традиционно поставлялась туда и имела хорошие конкурентные позиции по показателю цена/качество (железнодорожные локомотивы, механические и электрические машины, трубы, вертолетные двигатели, продукция химической промышленности и т. д.), в полном объеме вернуть прежние позиции будет сложно.

Россия по многим позициям уже реализовала программы импортозамещения и заменила украинскую продукцию продукцией собственного производства. Типичный пример — вертолетные двигатели, производимые ПАО "Мотор Сич", основным покупателем которых была именно РФ. После запрета их продажи Россия достаточно быстро наладила производство своих аналогов.

В результате в первом полугодии 2019-го чистый убыток ПАО "Мотор Сич" составил 425,75 млн грн по сравнению с чистой прибылью в 902,19 млн грн в январе — июне 2018 года. Компенсировать потери на российском рынке продажами на рынках других стран не удалось.

Тем не менее нормализация экономических связей с Россией позволит открыть для Украины огромный рынок, за который, несмотря на декларируемые антироссийские экономические санкции, на Западе ведется упорная борьба, чего прежняя украинская власть предпочитала не видеть.

Остается надеяться, что новая власть не будет копировать провальную экспортную политику предшественников.