Иринa Вeнeдиктoвa
Гeнпрoкурoр
O пoсaдкax и победе, а не просто борьбе с коррупцией
На этой неделе анализировали с правоохранительными блоком, как активизировать усилия по преодолению взяточничества, хищений госсредств и других коррупционных правонарушений, чтобы удовлетворить запрос общества. Руководители НАБУ и САП, ГБР, МВД и Нацполиции, ГФС и СБУ отчитались о своих результатах работы за 9 месяцев.
Динамика в этом году реально положительная:
- раскрыто 3 565 коррупционных правонарушений — это на четверть больше, чем в прошлом году;
- выросло количество направленных в суд уголовных производств — 2 310;
- на 10% больше лиц привлечено к уголовной ответственности — 2 734;
- на 20% больше привлечено должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов — 436;
- более чем в 5 раз увеличилось количество депутатов всех уровней — 91 (против 18 в 2019 году);
- на 14% больше лиц, судебные решения по которым вступили в законную силу — 560;
- на 15% больше осужденных за коррупцию — 459.
Несмотря на аттестацию и реформу, прокуратура также самоочищается — только за время моего пребывания в должности привлечены к ответственности 21 прокурор, большинство — именно за коррупцию.
Специальные антикоррупционные органы откровенно отстают от масштабов возложенных на них задач и ожиданий. Однако реальный прогресс — ВАКС вынес приговоры с лишением свободы, в частности, судей, работников прокуратуры и СБУ. Даже если НАБУ и САП наконец передадут обвинительные акты в производствах, где по несколько лет назад сообщены подозрения, пропускная способность Высшего антикоррупционного суда не позволит быстро принять решения по этим делам.
Приходится констатировать, что правосудие в Украине затягивается на годы и здесь не поможет лишь регулярный нагоняй для правоохранителей.
Посадки невозможны без судов! Потому что когда оперативники, следователи и прокуроры подают совместный результат в суд — его часто просто некому рассматривать. Система тотально неукомплектована. Судебная реформа провалена — здесь нужны волевые решения и формирования прозрачных органов судейского самоуправления.
В правоохранительной системе тоже кадровая турбулентность: 10 месяцев нет директора ГБР, неоднозначные колебания вокруг статуса руководителя НАБУ, впереди непростой конкурс на должность главы САП, более полугода и.о. председатель ГФС, как ветер меняются руководители таможни. При этом продолжается реформа в прокуратуре, налоговой, перманентно в конкурсах Государственное бюро расследований.
С неприятного, непопулистичного и реального. Общество устало от бедности, болезней и чувства безысходности. Украинцы устали и хотят «крови» топ-коррупционеров. Справедливо. Но, чтобы можно было наказывать быстро и жестко — тоже нужен закон. Правоохранители работают исключительно в пределах сроков и полномочий, установленных Уголовным процессуальным кодексом.
Из-за несовершенства его норм выходят сухими из воды одиозные персоны. Залога несоразмерны суммам нанесенного ущерба или неправомерной выгоды. Лазейки в КПК позволяют затягивать процессы до бесконечности.
Мы сейчас готовим конкретный пакет законодательных изменений по повышению эффективности судебного разбирательства по делам о коррупционных преступлениях. Есть глобальные наработки и об изменениях в Уголовный процессуальный кодекс.
Для быстрой реализации неотвратимости наказания надо принимать серьезные комплексные государственные решения различными субъектами всех ветвей власти.
Источник: facebook.com/VenediktovaIryna