Рынок топлива — Минимум 40% газовых заправок в Украине находятся в «тени»

Рaстущиe цeны нa бeнзин зaстaвляют aвтoмoбилистoв зaдумaться нaд устaнoвкoй гaзoбaлoннoгo oбoрудoвaния. Проект довольно быстро окупается. Цена газа, несмотря на перепады, не превышает 60% от стоимости бензина. В итоге украинский автопарк на ГБО постепенно пополняется транспортными средствами. Статистика продаж легковушек подтверждает эту тенденцию — в первом квартале этого года новых авто на ГБО было продано на 0,6% больше, чем в первом квартале 2015 года.

Однако главный ориентир даже не показатели довольно скромного рынка продаж, а количество газозаправочных станций. Новые появляются такими темпами, что вопрос о законности их возведения возникает сам собой. Учитывая увесистый пакет документов и серьезные требования к безопасности, процедура согласования для установки одного автомобильного газозаправочного пункта (АГЗП) занимает около полугода. Но есть спрос на газ, значит должно быть и предложение. На то, что предложение поступает от нелегалов, потребители практически не обращают внимания.

Избирательный демонтаж

На столичном проспекте Григоренко за неделю открылось несколько газозаправочных модулей. Аналитик Консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн из-за плотности нелегалов называет его "аллеей славы".

Еще год назад КГГА планировала провести рейд и закрыть от 150 до 170 нелегальных АГЗП из более 300 работающих. Однако глава комиссии по проверке газовых заправок в августе прошлого года погорел на взятке, и пыл угас. Хотя периодически появляются списки АГЗП, установленных незаконно, происходит точечный демонтаж, весной "черный" рынок сжиженного газа захлестнула третья волна популяции нелегалов.

 

"Первая сильная волна нелегалов была весной 2015 года. Вторая серьезная активизация была в начале этого года. Сейчас третья волна, — говорит Артем Куюн. — По нашим оценкам (и по очень оптимистичным), в Украине около 40% рынка находится в тени. В Киеве, думаю, 60-70%. Это колоссальные потери для бюджетов, в том числе, местных. Начиная с отсутствия земельных платежей и дальше: фонд оплаты труда, акциз, НДС и пр. Кроме того, это серьезный канал коррупции. Там большие заработки, а значит, всегда найдутся деньги на "прикорм" многочисленных проверяющих".

В апреле КГГА опубликовала новый порядок размещения АГЗП. Столичная власть собирается разработать схему размещения АГЗП по городу и выдавать разрешения операторам на основании конкурсов. Но это все прекрасное завтра, тогда как столица и вся Украина живет в сегодняшних реалиях — с огромным теневым рынком, на котором каждый незаконный модуль — потенциальная бомба. Нелегалы не боятся некоего порядка, который заработает в перспективе. Потому что до этого времени они успеют обогатиться.

"Газовый модуль без фундамента — это комплекс с аппаратурой, установленный на какой-то раме, который подключается всеми неправдами к источнику электроэнергии. Отсутствует кассовый аппарат. Такой модуль стоит всего-то около 20 тыс. долл. и окупается за неделю, — объясняет президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук. — Если ему дать поработать даже месяц, он уже в прибыли. В итоге одни дельцы ввозят в Украину газ без растаможки, другие его покупают за наличку и продают за наличку потребителям. Если в Киеве еще дают какие-то бумажки, распечатанные на "левом" кассовом аппарате на матричном принтере, то в регионах вы можете вообще получить чек, написанный от руки с неразборчивой печатью. Все идет мимо кассы. В итоге добросовестный оператор зарабатывает на литре газа, в лучшем случае, 20-30 коп., недобросовестный — все 5 грн на литре. Получая такие заработки, они покупают совесть и лояльность чиновников и правоохранителей".

Налоговый тупик

По идее, оператор, который установил АГЗП, платит земельный налог, который отправляется в местный бюджет.  Но нелегалы не заморачиваются землеотводом, а значит, и местный налог не платят. Игнорируется и уплата других налогов и сборов, которые идут уже в госбюджет.

"Около 1,7 грн на литре нелегалы зарабатывают только за счет налоговой оптимизации — торгуя за наличные мимо кассы. Кроме того, легальный оператор тратит до 300 долларов за участок, а нелегалы не платят, по сути, ничего. Конкуренция на рынке сжиженного газа полностью исказилась, — констатирует Куюн. — Легальные операторы торгуют в лучшем случае в ноль. На Антимонопольный комитет перестали уповать. Там видят только завышенные цены, но не замечают демпинг".

 

 

Популярность ГБО в условиях кризиса — только одна причина, по которой газовики пускаются в авантюры. В последнее время снизилась оптовая цена сжиженного газа, а это еще больше подстегивает нелегалов. Ради маржи между оптом и розничной ценой они готовы идти на риск. Тем более что и рисковать практически нечем. Если лояльность куплена, то уголовного дела можно не бояться. Ну а если модуль будут демонтировать, то этот актив уже свое отработал и его можно бросить.

"Есть клиент, есть заработки, а  контроля нет. Проверки проводятся в неофициальном формате, — говорит Куюн. — Заработка хватает на всех, иначе они бы ни плодились. Корень зла — розничный акциз. Сейчас это 1,3 грн на литре. Учитывая маржу, нелегалам хватает заработка по демпинговым ценам и есть возможность переманить клиента. Если бы розничного налога не было вообще, условия были бы более справедливыми. На небезопасные и неэстетичные заправки просто никто бы не поехал. Ситуация усугубляется с каждым днем. Легальные операторы теряют объемы и заработки. Между тем акциз — это дорожное строительство. В Киеве с ним ситуация еще туда-сюда. Но, например, Харьков серьезно страдает. Там торгуют мимо кассы даже региональные крупные сети. Тогда как местами дорог нет вообще. Их уже никто и не построит, потому что акцизы уже украдены".

Страх или выгода?

Переоборудование бюджетного автомобиля на газ, если речь идет о ГБО второго поколения и пробеге от  15 тыс. км в год, окупается через полтора года . Такие подсчеты основываются именно на розничных ценах — то есть на данных "серого" рынка. Осуждать людей, которые выбирают более дешевый ресурс из-за кризиса, язык не поворачивается. Но о рисках им все же стоит знать.

 

"Потеряно чувство опасности, — говорит Леонид Косянчук. — Шутки со сжиженным газом всегда заканчиваются на кладбище. Не зря в правилах написано, что модули нельзя устанавливать под ЛЭП, нельзя устанавливать их над подземными коммуникациями. Сжиженный газ тяжелее воздуха, он скапливается внизу, в коммуникациях. Если он достигнет критической отметки и кто-нибудь бросит в канализацию окурок или заискрят провода, произойдет взрыв. Взрыв 10 кг газа — это 300 г в тротиловом эквиваленте. В модуле 5-10 тонн. Вот и считайте, что будет, если какой-нибудь модуль стоит над коллектором, часть которого заходит, не дай бог, в школу или детсад или проходит под остановкой".

Артем Куюн, в свою очередь, напоминает о том, к каким последствиям привел взрыв на газовой заправке в Переяславе-Хмельницком в 2014 году. Тогда детали разметало в радиусе 200 м, а в результате взрыва погибли шесть человек.

"Так что покупка газа у нелегалов — это, в первую очередь, небезопасно, — говорит эксперт. —  Ну и главное, чем они грешат, — манипуляции с объемом. Как-то в Днепропетровской области на такой АГЗП мне выдали рукописный чек, а недолив составил около 30%. У них большой поток клиентов. Логика такая: пусть ты кого-то обманул, и он больше к тебе не приедет, зато приедут трое новых. Так дела и ведутся".