Кaбмин устaнoвил стoимoсть гaзa нa урoвнe 100% oт импoртнoгo пaритeтa и убрaл всe сoциaльныe нормы потребления голубого топлива. Расценки вступают в силу с 1 мая этого года и соответствуют требованиям МВФ. Эти изменения в правительственном постановлении №758 от 1 октября 2015 года дали повод для общенациональной экспертной дискуссии по целому ряду вопросов.
Есть один пункт, который сомнений не вызывают. Расценки за отопление и горячую воду существенно вырастут. Окончательные цены зависят от нынешних тарифов в каждом отдельно взятом регионе. Но можно ориентироваться на усредненные данные. Вместо 18 грн за обогрев 1 кв. м жилья без счетчика платить предстоит 32 грн. Куб горячей воды, который сейчас в среднем стоит 40 грн, обойдется в 72 грн. Остальные вопросы – предмет споров.
Понижение или повышение?
Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик предпочитает говорить о том, что цена голубого топлива не изменилась, а зафиксировалась, не поднялась, а пошла вниз. Основания для такого заявления есть. Те украинцы, которые потребляли газа больше, чем предусмотрено социальной нормой в 1200 кубов за полгода (отопительный сезон), платили по 7188 грн за тысячу кубов. Теперь они будут платить 6 879 грн за тысячу кубов.
На этом понижение и заканчивается, и касается оно, если судить по расчетам НАК "Нафтогаз" годичной давности, 27% потребителей. Для остальных цены все же вырастут. 32% газа направлялось предприятиям теплокоммунэнерго для производства тепла населению. Вместо 3004 грн они будут платить по 5810 грн за тысячу кубов. По социальной норме на отопление уходили 41% газа. Теперь вместо 3600 грн эти потребители будут платить 6879 грн за тысячу кубов. То есть цены вырастут в 1,9 раз для 73% потребителей. Так что речь идет о повышении, которое хотят смягчить за счет субсидий.
Как будут давать субсидии?
По расчетам Минсоцполитики, сейчас субсидии на оплату услуг ЖКХ получают 5,5 млн семей. На их нужды в бюджете на 2016 год предусмотрены 35 млрд грн. После повышения цен на газ, за субсидиями могут обратиться 8-9 млн домохозяйств. Это вместе с теми, кто и сейчас получают субсидии. На это, уже по подсчетам Минэкономразвития, уйдет 40 млрд грн. То есть добавят еще 5 млрд грн. То есть к общей сумме субсидий пока что собираются добавить 14%, тогда как количество субсидируемых может вырасти на 60%.
Однако, по оценкам экспертов, направить на субсидии нужно от 63 до 75 млрд грн, то есть дополнительные 28-40 млрд грн, а не в общем 40 млрд грн, как пока предполагают чиновники. Деньги поступят за счет ренты, которую платят газодобывающие кампании. Директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский говорит, что других ресурсов просто нет. Но, по прогнозным оценкам экспертов, в этом году Укргаздобыча, НАК "Нафтогаз" и частные добывающие компании заплатят около 35,6 млрд грн ренты. На субсидии не хватает.
"Я не против высоких тарифов, — говорит Землянский. — Но тарифы должны повышаться сообразно повышению доходов населения. Исходя из этого мы должны договариваться и с МВФ, и с ЕС. Договариваться о том, что все действия, которые будут проводиться на энергетических рынках, будут соотноситься с экономическими показателями и уровнем доходов населения. Все просто: если мы показываем рост по ВВП и прожиточному минимуму с жесткой временной привязкой — закладываем процент повышения. ВВП и прожитминимум не выросли – мы не готовы к повышению тарифов. Я думаю, что против такой схемы МВФ бы не возражал, в этом есть своя экономическая логика. А так МВФ не волнуется о населении. Он хочет видеть НАК "Нафтогаз" безубыточным. Так он может быть безубыточным и при тарифе 3600 грн за тысячу кубов. Вот в чем абсурд. А все потому, что схема выплаты субсидий позволяет непрозрачно погонять деньги из бюджета через монополистов. Вот и нехитрый план правительства".
Но схему начисления субсидий пока что никто не собирается менять. Субсидии адресные, но выплачиваются не в "живых" деньгах тем, кто за ней обратился. Средства из бюджета идут на счета поставщиков, которые "прощают" субсидируемому часть от общего тарифа. Такая схема и сейчас энергоэффективности не способствует, а после тарифов и подавно.
Как быть с энергоэффективностью?
Расчет правительство прост. Если ты не хочешь платить больше, озаботься энергоэффективностью своего дома. Логика проста и очевидна. Но где взять на это деньги при падении уровня жизни? Нардеп от "Самопомочи" Алена Бабак заявила, что программу энергоэффективности хоронит именно система субсидий. Если бы субсидии выплачивали, а не прощали, "живые" деньги и пошли бы на модернизацию.
Еще одна составляющая программ модернизации – учет тепла. До сих пор счетчики повсеместно не установлены.
"Снизились нормы потребления, и люди стали отказываться от установки счетчиков, даже если они были им положены бесплатно, — объясняет Землянский. — Привожу пример "Киевгаза". У него 60 тыс. абонентов с колонками, которым до 1 апреля этого года должны были установить счетчики газа бесплатно. Но люди начали писать письменные отказы на установку счетчиков. Потому что нормы потребления, установленные Кабмином, оплатить было выгоднее, чем поставить счетчик. 12 тыс. отказов на 60 тыс. абонентов. Правительство собственными руками похоронило программу учета".
Кто же в выигрыше?
Требование МВФ о повышении тарифов для населения было выдвинуто с главной целью, которую озвучили еще во время согласования предыдущих кредитных программ, — бюджет НАК "Нафтогаза" должен быть бездефицитным. Собственная добыча газа НАК – всего 2 млрд кубометров. Заработать на них 25 млрд грн, которые покроют убыток по итогам прошлого года, невозможно.
Если сравнить тарифы до 1 мая и после 1 мая, можно оценить сколько НАК получит с тысячи кубов газа не собственной добычи. Сейчас НДС, транспортировка и поставки дают 1987 грн. С 1 мая НАК получит 1937 грн с тысячи кубов. Стоило ли повышать тарифы до 6879 грн?
Землянский предлагает сформировать стоимость газа для населения, отталкиваясь от 1200 грн за тысячу кубов для тех, кто потребляет 2,5 тыс. кубов. Именно такие расценки были в 2014 году, до заключения договора с МВФ. Учитывая троекратную девальвацию гривны, тариф можно умножить на 300%. Получаем 3600 грн за тысячу кубов.
"Закупка газа у Укргаздобычи — 1600 грн, продажа населению по 3600 грн, у НАК "Нафтогаз" — плюс 2 тыс. грн и доход 24 млрд грн. Сейчас НАК "Нафтогаз" делает все то же самое, но по повышенным тарифам, — объясняет эксперт. — Чуть больше 4800 грн будут платить Укргаздобыче, 6900 они будут брать у населения. То есть те же 2 тыс. грн будут оставаться у НАК "Нафтогаз". Зачем? По сути, это косвенная нагрузка на население, хотя при старых цифрах можно получить все ту же безубыточность НАК "Нафтогаз". Больше того, при таких расчетах люди за субсидиями будут обращаться гораздо меньше. В принципе, мы выйдем на 15-20% людей, которые будут обращаться за субсидиями, а все остальные будут платить. Если мы еще и вернем старую норму о потреблении 2,5 тыс. кубов, ведь именно она была экономически обоснованной, ее рассчитывали газодобывающие и газопоставляющие компании, не нужен будет такой размер ренты и такой поток для бюджета".
Из чего состоит цена газа для населения (грн за 1 тыс. куб.м)
До 1 мая 2016 года
После 1 мая 2016 года
Приготовление еды, индивидуальное отопление или комплексное потребление за объем более 1200 куб м на период
индивидуальное отопление или комплексное потребление за объем до 1200 куб м на период
Газ как товар
5 200,3
2 210,3
4 942
Тариф на транспортировку:
магистральными газопроводами (без НДС)
распределительными сетями (без НДС)
732,7
236,7
732,7
236,7
732,7
219
496
496
513,7
Тариф на поставки природного газа (торговая наценка с 01.2015, без НДС)
57
57
57,4
НДС на газ
1198
600
1 146,9
Конечная цена
7 188
3 600
6 879
Данные НАК "Нафтогаз" и Минэкономразвития