Eсть прoфeссии из рaзрядa xoбби. Нaпримeр — пилoт вoздушнoгo шара. Им становятся, как правило, только по любви. Полетели?
Прогноз погоды не обманул: вслед за солнечным днем наступил ясный вечер. Наш огромный разноцветный воздушный шар уже готов к полету. Четверо сотрудников аэродрома, расположившегося в окрестностях Кельна, едва удерживают его. Собравшимся рядом семерым пассажирам велено прыгать в плетеную корзину. После этого шар быстро поднимается в небо. И вот до земли — уже тысяча метров. От Кельна остались только шпили знаменитого кафедрального собора. Замолчала горелка, и шар уже не летит: он парит в воздухе. «Рулить» шаром невозможно. Пилот лишь «ловит» потоки воздуха на разных высотах и таким образом регулирует направление движения. А как получить лицензию на управление тепловым аэростатом в Германии?
Любовь с первого взлета
Пилотов воздушных шаров в Германии — около двух тысяч. И только для 400 пилотов этот вид развлечений стал работой. Один из них — 60-летний Михаэль Клосс (Michael Kloss) из Вальдбреля. Ему принадлежит компания Aeronautic, организующая прогулочные полеты на воздушных шарах, а также готовящая пилотов этих летательных аппаратов.
«Однажды один мой баварский приятель, на тот момент только что ставший аэронавтом, пригласил меня совершить вместе с ним полет. Поднявшись в воздух, я испытал столь сильное ощущение безграничного пространства, простора, свободы, что просто влюбился в эту профессию и сам решил получить лицензию пилота воздушного шара. И вот уже два десятка лет провожу полеты. Это стало делом моей жизни», — рассказывает воздухоплаватель Deutsche Welle.
За ярким фасадом
От 40 до 100 тысяч евро стоит один воздушный шар, в зависимости от его величины и оборудования. Но человеку, решившему стать пилотом такого летательного аппарата, необязательно его покупать. Воздушный шар может предоставить фирма-спонсор, правда, с условием, что на аэростате будет красоваться ее логотип. Впрочем, вместо того чтобы становиться частным предпринимателем, обладатель лицензии пилота может устроиться на работу в компанию, организующую полеты на воздушных шарах.
В Германии прогулка на воздушном шаре стоит от 160 до 220 евро на человека. Пилоты зарабатывают чуть более двух тысяч евро в месяц на старте своей карьеры. Препоны бизнесу создает погода. При сильной облачности, повышенном ветре и других плохих погодных условиях полеты отменяются. Летать можно только утром или вечером. Днем усиливаются термические потоки воздуха. «Погода в Германии капризная, и проведение полетов занимает у меня, в общей сложности, максимум четверть рабочего времени. Но бездельничать не приходится: много времени отнимает административная работа, организация техосмотров, преподавательская деятельность», — поясняет Михаэль Клосс.
Нет — нарушителям ПДД!
В Германии есть несколько учебных заведений, где готовят пилотов воздушных шаров. Одно из них — учебный центр Ballonakademie Süd в городе Кислегг. Желающему поступить туда необходимо предоставить медицинское свидетельство о пригодности к полетам второго класса, а также справку о том, что он не является злостным нарушителем правил дорожного движения.
Теоретический курс занятий рассчитан на десять дней. В течение этого времени учащиеся постигают основы производственных процессов, воздушного права, метеорологии, штурманского дела, психологии, а затем сдают теоретические экзамены. Перед сдачей практического экзамена студенту необходимо налетать 16 часов, а тому, кто собирается управлять крупными воздушными шарами, рассчитанными на 6-8 пассажиров, — 100 часов. Но поскольку полеты на аэростатах сильно зависят от погодных условий, летная практика может растянуться на несколько месяцев, а то и лет.
По словам Михаэля Клосса, получить лицензию пилота воздушного шара можно по достижении 17-летнего возраста. Но начинать учебу разрешается раньше. «Старшему из моих нынешних учеников около 50 лет, а самая юная по возрасту — 17-летняя девушка. Вообще доля женщин среди пилотов аэростатов составляет сейчас в Германии примерно пять процентов. Хотя мне кажется, она будет расти. Женщины становятся все более уверенными в себе и не боятся осваивать «мужские» профессии», — говорит воздухоплаватель.
Главный стимул для пилота
Время от времени наш воздушный шар идет на снижение: чаще всего над какой-нибудь деревушкой — поприветствовать ее обитателей. Постоянно работает рация. Пилот докладывает команде сопровождения обстановку. Их белый микроавтобус неотступно следует за нами. Между прочим, это последний полет аэростата накануне техосмотра. Его проходят через каждые 100 часов полетов. С этим очень строго.
За полтора часа мы пролетели 30 километров. Пилот искусно сажает шар точно на середине узкой дороги, пересекающей пшеничное поле. Теперь нужно сложить огромный шар, размером в 600 кубических метров. Участие в этом принимают и пассажиры.
«В нашем бизнесе, конечно, не разбогатеешь, но для многих материальное отходит на второй план. Главный стимул для пилота — благодарность в наполненных счастьем глазах людей, совершивших прогулку на его воздушном шаре», — говорит немецкий воздухоплаватель Михаэль Клосс.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.