При фoрмирoвaнии структур зaкoнoдaтeльнoй вeтви влaсти, кaкoвoй является Верховная Рада Украины, в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины функционирует Подготовительная депутатская группа, которая на основании Конституции и законов Украины предоставляет предложения по утверждению персонального состава парламентских комитетов с учетом баланса распределения политических сил.
Об этом говорится в заявлении партии "Оппозиционная платформа — За жизнь":
"По итогам работы Подготовительной группы, большинство которой представлено партией "Слуга народа", "Оппозиционная платформа — За жизнь" на основании фактов, имеющих место в период формирования структур Верховной Рады (ее комитетов) и утверждения руководящего состава, ставит вопрос о неконституционности и незаконности результатов работы группы.
Так, Конституция Украины определяет основополагающий принцип государственной власти, согласно которому органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия, установленные Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины (статья 6 Конституции Украины).
Согласно части второй статьи 6 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины", части четвертой статьи 81 Регламента Верховной Рады Украины распределение должностей руководителей, заместителей, секретарей и членов комитетов определяется пропорционально от количественного состава фракций к фактической численности Верховной Рады.
Конституционно-правовой основой для формирования комитетов Верховной Рады Украины являются статьи 6, 8, 19, 89 Конституции Украины, положения статьи 6 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины" и статьи 81 Регламента Верховной Рады Украины, обязующие определять руководство в парламентских комитетах на пропорциональной основе.
Однако, в нарушение указанных предписаний Конституции и законов Украины, пропрезидентским большинством в Верховной Раде Украины преднамеренно готовится утверждение состава парламентских комитетов без соблюдения конституционно определенных квотных гарантий для политических партий с целью присвоения прав и полномочий оппозиционных сил.
То есть речь идет не просто о присвоении прав и полномочий, принадлежащих "Оппозиционной платформе — За жизнь" во властных структурах законодательного органа, — речь идет об узурпации власти, что имеет квалифицирующие признаки уголовного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 14, частью первой статьи 109 ("Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти") Уголовного кодекса Украины, поскольку есть основания утверждать о подготовке неконституционного захвата законодательной власти.
При этом имеет место нарушение полномочий и прав народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, которая должна осуществляться от его имени непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 5, 38 Конституции Украины).
По сути, оппозиция лишается полномочий по контролю за деятельностью власти и недопущением нарушений демократических стандартов правового государства. На недопустимость таких явлений неоднократно указывала Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейская комиссия "За демократию через право".
"Оппозиционная платформа — За жизнь" обращается к Генеральной прокуратуре Украины, Службе безопасности Украины и Государственному бюро расследований, чтобы они дали правовую оценку указанным событиям с целью предотвращения узурпации законодательной власти, политической коррупции и обеспечения верховенства Конституции и законов в Украине.
Также мы оставляем за собой право обращаться в национальные и международные судебные инстанции и другие европейские институции для обеспечения и защиты конституционных прав своих избирателей, соблюдения принципов демократии и равенства, свободы мировоззрения и плюрализма мнений".