Новости Украины — Почему Украина покупает у Японии Mitsubishi для полиции

Пoкупкa 651 гибриднoгo aвтoмoбиля Mitsubishi Outlander для пaтрульнoй пoлиции Укрaины в рaмкax Киотского договора вызвала широкий резонанс в обществе. Так, экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава в своем Facebook раскритиковал такое решение: "Наше МВД покупает авто в три раза дороже, чем польская полиция. Польская полиция ездит на бюджетных корейских KIA Ceed, которые у нас в отличной комплектации стоят 0,5 млн грн, а украинская — покупает дорогущие гибридные Mitsubishi Outlander PHEV по 1,5 млн грн. Вы считаете это нормальным?"

MIGnews.com.ua решил разобраться в вопросе покупки гибридных автомобилей для патрульной полиции и альтернативных вариантах применения денег от Японии. Представляем вам восемь главных вопросов о Киотском протоколе и гибридных полицейских автомобилях.

1. Что такое Киотский протокол?

Киотский протокол — международное соглашение 1997 года, подписанное в японском городе Киото. Протокол обязывает развитые страны, а также страны с развитой экономикой уменьшить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Он стал первым международным соглашением об охране окружающей среды, который основан на рыночном механизме регулирования и подразумевает международную торговлю квотами на выбросы парниковых газов.

Киотский протокол подразумевает три так называемых механизма гибкости:

  • торговля квотами — государства или отдельные предприятия на их территориях могут покупать квоты на выбросы парниковых газов у государств с количеством выбросов меньше нормы;
  • проекты совместного осуществления —  выполняются на территории страны с избытком квот парниковых газов полностью или частично за счет инвестиций страны с их недостачей
  • механизмы чистого развития — рыночный (или "гибкий") механизм внедрения проектов между страной с развитой экономикой и развивающейся страной, который обеспечивает развивающуюся страну финансированием и технологиями для устойчивого развития и помогает стране с развитой экономикой выполнить обязательства по снижению выбросов.

Итак, по факту Киотский протокол является механизмом для получения прибыли от торговли квотами (бизнесом на экологии). Если страна перевыполнила свои обязательства по Киотскому протоколу и достигла большего снижения выбросов, то она может продать их другой стране.

2. Как много Украина на нем заработала?

Согласно информации Национального Экологического Центра (НЭЦ), Украина в 2009-2010 годах получила в госбюджет 470 миллионов евро на реализацию "зеленых" проектов. Среди них была и покупка гибридных автомобилей Toyota Prius для МВД.

3. Можно ли по нему получить живые деньги?

Фактически — да. На практике же условия для получения живых денег сложнее. Японцы, которые являются чуть ли не самыми главными покупателями украинских квот после скандала с возвращением неиспользованных в Украину инвестиций, очень осторожно относятся к этому вопросу. Грубо говоря, Япония считает, что деньги из бюджета будут попросту разворованы и ни на какую заботу об экологии не поступят.

4. Кто устанавливает стоимость квот?

Стоимость квот регулируется сугубо на условиях свободного рынка — предложение формирует спрос. К примеру, по состоянию на 2008 год стоимость одной тонны выбросов газов равнялась 15 евро, в 2011 году — от 8 до 10 евро, а к 2013 году из-за избытка квот уровень цен достиг исторического минимума — чуть более 2,5 евро.

5. Кто принимает решение, на что тратить деньги?

Решение о трате денег, полученных от купли-продажи квот принимается совместно продавцом и покупателем в ходе переговоров. 

6. Почему Украина закупает японские автомобили?

Как было сказано выше, Япония очень осторожно относится к коррупции в Украине, поэтому использовала возможность бартерного обмена —  Mitsubishi в обмен на квоты. 

7. Почему нельзя было купить троллейбусы?

Очевидно, таковыми были условия договора между украинской и японской стороной. Украина посчитала более важным произвести покупку 651 Mitsubishi Outlander PHEV, чем приобретение троллейбусов или деталей к ним.

8. Тратили ли деньги на что-то, кроме закупки машин?

Естественно, да. Среди них (в разной степени воплощенности в жизнь) были:

  • 598 проектов по капитальному ремонту объектов социальной сферы (утепление фасадов и крыш, замена окон и дверей), которые осуществлялись преимущественно в учреждениях образования и здравоохранения почти во всех регионах Украины;
  • 27 проектов по техническому переоснащению светильников на основе ламп накаливания на светильники на основе LED-технологий;
  • модернизация вагонов киевского метро;
  • 75 проектов по замене лифтов в жилых домам и учреждениях социальной сферы.

Как ранее сообщал MIGnews.com.ua, представителям Национальной полиции Украины передали 18 специально оборудованных патрульных автомобилей ZAZ Forza и ZAZ Vida. Впервые эти машины для полиции УкрАвто представило в мае — на Столичном автошоу.