21 мaртa крупнeйшиe сeти АЗС подняли стоимость топлива в среднем на одну гривну. Одномоментное подорожание имеет сразу несколько обоснований. Одна из причин — рост нефтяных котировок с 32 до 41 доллара за баррель. Однако курс гривны остается самым актуальным объяснением.
"Одна гривна — тот минимум, на который некоторые сети уже пошли. Курс гривны сделал предпосылку к повышению больше чем на две гривны, а внешний рынок, где мы и берем нефтепродукты, дал около 1,2 грн к повышению, — объяснил в комментарии MIGnews.com.ua президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. — То есть повышать нужно было больше чем на три гривны. Но мы понимаем, что покупательная способность оставляет желать лучшего, за последние два года она уменьшилась больше чем в четыре раза. Так что речь идет не о прибыли, а о безубыточности. В торговой сети еще оставались какие-то запасы, что позволяло воздержаться от повышения. Сейчас срабатывает, так называемое, отложенное подорожание".
Как говорит эксперт, на фоне курсовых колебаний теряют актуальность даже сезонные факторы, которые обычно сказываются на цене топлива. Ведь после "депрессивного периода" в декабре-феврале, спрос повышается в связи с посевной.
"Но сезонные причины имеют меньшее влияние, чем подорожание самого ресурса, нефтепродуктов на внешних рынках, — говорит Косянчук. — Там подорожало, здесь гривна потеряла в цене. К сожалению, валютная составляющая в розничной цене 94-96%. Если национальная валюта теряет одну гривну в курсе доллара, получаем почти одну гривну в цене литра бензина".
Ранее MIGnews.com.ua сообщал что, с 1 марта акцизный налог на бензин и дизтопливо составил 171,5 евро/кубометр, тогда как с 1 января этого года он составлял 228 евро за тонну.