Новости России — После расшифровки самописцев эксперты заявляют, что причиной крушения Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai в Ростове является ошибка пилотов

Экспeрты рaсшифрoвaли дaнныe пaрaмeтричeскoгo и рeчeвoгo самописцев Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, который потерпел крушение 19 марта в Ростове-на-Дону.  На основании этого специалисты заявляют, что причиной крушения судна была ошибка его пилотов, пишет Коммерсант.

Специалистам удалось восстановить полную картину тех событий. Совершая рано утром уже вторую по счету попытку приземлиться в аэропорту Ростова-на-Дону, экипаж рейса FZ981 был вынужден снова отказаться от посадки. Оба захода пилоты совершали в автоматическом режиме, и всякий раз им мешали погодные условия. В тот день был шквалистый и постоянно меняющий свое направление ветер, а также плохо работал так называемый автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота.

На очередной круг пилоты решили заходить уже в ручном режиме управления. Находясь на высоте около 270 метров, и при этом не долетев около 6 километров до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around). Она задает машине команду для ухода на второй круг, и тем самым отключает автопилот. В предстоящем подъеме пилотам нужно было уже самостоятельно задавать тангаж, или угол наклона носа самолета, ориентируясь на так называемые директорные стрелки на приборе. 

 

В данной ситуации экипаж судна не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Во время захода на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложной конфигурации: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае же совершения этого маневра руками, летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя.

Пилоты из-за усталости или отсутствия опыта этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолета начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Однако его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он вразумлял партнера криками "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате управление самолетом, как говорят специалисты, разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки — ощущение, которое испытывает человек, например, в падающем лифте. Однако к этому времени было уже поздно — неуправляемый Boeing, на борту которого находились 62 человека, со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.

Распознать по записи переговоров в кабине, кто из летчиков совершил роковую ошибку, а кто пытался ее исправить, специалисты пока не могут. В своем последнем коротком диалоге пилоты не упоминают должностей или имен друг друга, а тембры и интонации их голосов оказались странным образом похожи. У расследователей даже сложилось впечатление, что разговор ведет один и тот же человек. Специалисты полагают, что для идентификации членов экипажа по аудиозаписи придется привлекать близко знавших летчиков коллег или даже их родственников.

Как сообщал MIGnews.com.ua ранее, руководство авиакомпании FlyDubai начало осуществлять предварительные выплаты в размере 135 тысяч рублей родным жертв авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.