Медведчук о трехсторонних переговорах по газу: Договорились договариваться

Прeдсeдaтeль пoлитсoвeтa пaртии "Oппoзициoннaя плaтфoрмa — Зa жизнь", нaрoдный депутат Украины Виктор Медведчук прокомментировал результаты трехсторонних переговоров по газу с участием Украины, России и Евросоюза, которые прошли в Брюсселе в четверг, 19 сентября.

Свой комментарий политик дал в эфире программы "Эпицентр украинской политики" на телеканале NEWSONE.

"Переговоры — 40 минут, ну, дальше не надо продолжать, все понимают, что 40 минут — это именно договориться договариваться, да? Второе. Есть такой вице-президент ЕС (Марош) Шефчович, который курирует вопросы энергетики. Он уйдет через неделю, у него же срок заканчивается, там будет новый комиссар по энергетике. А вы вдумайтесь в его предложение. Вот этот человек, как из космоса, да? Он говорит: наше предложение ЕС — это десятилетний контракт по транзиту и минимальная прокачка по трубе — 60 млрд (кубометров газа. — Прим.), украинской трубе. Это хорошее для Украины? Во. Двумя руками. Ну, он же комиссар по энергетике и он должен знать баланс газа Газпрома, который поставляется и потребляется в Европе. А два года тому назад это было 193 млрд, в прошлом году это было 204, в этом году будет 211 млрд. А каким образом эти 204 или 211 попадают в Европу? И мы начинаем считать, "Северный поток-1" работающий, Ямал — Европа, наполовину загруженный, 16 млрд, в первом — 56. "Северный поток-2", который войдет в действие через 3-4 месяца, "Турецкий поток-1", "Турецкий поток-2" — 32 млрд. Так весь этот баланс газа говорит о том, что по этой трубе — по этой трубе — если говорить о том, что если говорить о том, что в интересах России и Газпрома, может пройти и остаться где-то 12-15 млрд, что означает поставить крест на нашей трубе. Конечно же, Россия не пойдет на 60 млрд, потому что нет этого газа в объеме, необходимом транспортировать через Украину", — отметил Медведчук.

По мнению политика, единственным работающим механизмом для сотрудничества в настоящее время может стать газотранспортный консорциум с участием представителей ЕС, России и Украины.

"Если мы опустим цену, которая будет ниже “Северного потока”, а при этом надо понимать, что “Северный поток" в 1,5 раза короче нашей трубы и дешевле в 2 раза за прокачку нашей трубы, если мы это все уменьшим, то, во-первых, для нас не будет никакой разницы, потому что трубу мы уничтожим, потому что, я вам скажу, рентабельность трубы начинается с 45 млрд, газ в Украине без прямых поставок из России может появиться, в трубе даже по реверсу, если будет на входе эти 40-45 млрд, потому что иначе мы не обеспечим давление в газотранспортной системе в первую очередь в центральных в юго-восточных регионах Украины, а особенно в зимнее время, особенно при высоких морозах. Поэтому эта труба работает, потому что в позапрошлом году это было 93 млрд, по ней прокачали, в прошлом — 89, в этом где-то будет 84-86 млрд, это фактически миллиарды долларов, 3 млрд долларов в доходную часть бюджета. И когда говорили о том, какой выход, — выход не в том, что кто-то заставит Газпром и Россию подписать контракт о транзите, нет, выход в том, чтобы вовлечь ЕС, газовых операторов Европы, Россию, Газпром, и Украину как владелицу трубы в общий бизнес и в общий экономический интерес. А это может быть только единственный вариант, это газотранспортный консорциум, когда все будут участвовать и все будут из этого извлекать пользу. Все другое не работает", — подчеркнул он. 

По словам Медведчука, новый министр энергетики Алексей Оржель сказал о возможности прямых поставок, потому что эти поставки будут дешевле, чем то, что Украина закупает по импорту через формулу Дюссельдорф+

"Которая является коррупционной составляющей, которая продолжает работать. Работала и создана при Порошенко, его бизнес-структурами, работает сегодня, к сожалению, как я вижу, будет работать завтра и будет грабить украинских граждан, и будет вот эта высокая цена на газ для населения, которая заложена в коммунальные услуги как в виде газа, так и в виде присутствия в системе отопления и в стоимости отопления, горячего водоснабжения и многих других составляющих жилищно-коммунальных услуг. Поэтому договариваться надо, не так, как это было сейчас, в Брюсселе, надо договариваться реально, и по прямым поставкам газа, и по поводу использования ГТС", — заключил Медведчук.