Гoвядинa всeгдa будeт дoрoжe, чeм другиe виды мясa
В oтличиe oт рынкa зeрнoвыx, гдe чуть ли нe кaждый год фиксируются новые рекорды, отечественному животноводству еще далеко до громких побед. Потерянный российский рынок, падение покупательной способности украинских потребителей, малоспособствующие налоговые условия приводят к сокращению поголовья крупного рогатого скота. Но оптимизм потеряли далеко не все. У холдинга Олега Бахматюка UkrLandFarming, который владеет самым большим стадом в Украине – более 52 тыс. голов, уверяют, что вполне реально увеличить поголовье крупного рогатого скота за несколько лет в 4-5 раз. Для стремительного роста нужна только соответствующая государственная политика.
Ежегодно поголовье крупного рогатого скота сокращается в Украине на 3-5 процентов. Вместо почти 26 млн голов в 1990-м животноводы сейчас пасут 4,3 млн. Зато на полках магазинов все больше места занимают иностранные молоко — и мясосодержащие продукты. За 5 месяцев 2016 года импорт молочных продуктов составил 5,2 тыс. т. Вроде и немного, но это почти на 14% больше, чем в прошлом году. Сотни тонн молока и сливок везут к нам из Германии и Бельгии, сгущенное молоко – из Белоруссии, сыры из Польши, а масло – из Новой Зеландии. Еще более высокими темпами растет импорт мяса птицы: завезли в 1,5 раза, а говядины и свинины – в 1,7 раза больше, чем 2015-го.
Если бы такими же темпами росло внутреннее потребление или экспорт товарной продукции, животноводческая отрасль демонстрировала бы положительную рентабельность, говорят эксперты аграрных рынков. Пока же показатели производства молока и мяса из года в год остаются в пределах 5,1 млн т и 1,5 млн т соответственно. А сокращение доходов населения в разы ограничивает потребление продукции животноводства. Вместо желаемых 400 кг молочных продуктов и 45 кг говядины, среднестатистический украинец съедает за год 57 и 17 кг соответственно.
Читайте: Госзакупки в Донецкой области перевалили за 1 млрд грн (ИНФОГРАФИКА)
- Лишь один-два процента украинского населения могут позволить покупать себе говядину, — комментирует главный аналитик Консалтингового агентства ААА Мария Колесник. — Доходы населения снижаются, и это отражается на спросе на продукцию животноводства. Люди постепенно переходят на товары-заменители: вместо говядины покупают свинину или курятину, или вообще субпродукты. Из-за низкой покупательной способности ориентируются на дешевизну продукта, а не его качественные показатели.
По мнению Марии Колесник, несколько откорректировать культуру потребления говядины могли бы и сами товаропроизводители.
- Говядина все равно будет дороже, чем другие виды мяса — потребитель должен это понимать. Но и производители, которые обладают закрытым циклом выращивания сельхозпродукции-производство кормов-откорм поголовья-переработка мяса, могут несколько снизить цены и этим стимулировать спрос, — считает эксперт.
На сокращение объемов производства молока и говядины также повлияли ограничения в экспортной деятельности производителей. Симметричного ответа на закрытие рынка Российской Федерации украинские агропредприятия пока не получили. По словам председателя Госпродпотребслужбы Владимира Лапы, экспорт говядины в страны Евросоюза наши товаропроизводители могут начать не раньше, чем через два-три года. К тому времени животноводческие комплексы пройдут ветеринарную инспекцию. Поэтому следует искать возможности на новых рынках – в Азии и Африке, считает экономист департамента технического сотрудничества Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
- Наша говядина может стать конкурентной в мире, ведь рынки ее потребления значительно больше, чем у свинины. Арабские страны, например, покупают у нас корма. Имея самые дешевые корма в мире, мы можем не экспортировать их, а пустить на откорм бычков до мясной кондиции и продавать мясо в те же страны. Только на этом мы можем получить до одного миллиарда долларов дополнительно, — говорит эксперт.
По его словам, успешный мясной бизнес включает в себя хорошую аграрное образование, исследования и использование передовых достижений в генетике и кормах, коммерческое производство, перерабатывающие мощности и позиции на внутреннем и внешнем рынках. Однако на пути экспорта стоит и хорошо известная отечественным производителям бюрократия. Например, чтобы попасть на немалый по емкости рынок Южно-Африканской Республики, товаропроизводителю следует простоять в очереди не менее 5 лет.
- На обработку анкеты уходит полтора года. А если анкета еще и заполнена некачественно, то можно снова оказаться в хвосте очереди. И даже если все идеально, надо еще организовать инспекционный визит по трем направлениям: здоровье животных, откорм и переработка. И только после успешной инспекции, когда нет замечаний, возможно принятие положительного решения, — поясняет Андрей Ярмак и добавляет, что украинские производители мяса птицы уже второй год стоят в очереди за Эстонией и Сербией, а свиноводы и скотоводы — на шестом на седьмом местах. Поэтому перспективы очень отдаленные.
Но украинские товаропроизводители намерены выйти на экспортные рынки значительно быстрее. В холдинге UkrLandFarming Олега Бахматюка, который является владельцем крупнейшей стада крупного рогатого скота в Украине — более 52 тысяч голов, за последние два года осуществили ряд преобразований, призванных укрепить позиции украинского животноводства на внутреннем рынке и завоевать перспективные зарубежные рынки.
На 50 животноводческих комплексах преимущественно в северных регионах Украины компания содержит более 21 тысячи высокопродуктивных коров молочных пород, 2 тысячи коров мясных пород и молодняк. Стадо пасут на более 12 тыс. га пастбищ. Еще 13 тыс. га UkrLandFarming отвел под силосную кукурузу.
Рацион откорма молодняка обогащают соей, которую перерабатывают в собственном цеху. Крупнейшие в стране урожаи хлеба дают вдоволь соломы, а самое большое стадо — органические удобрения для подкормки малоплодородных почв.
Читайте: Государство должно поддержать проект Бахматюка в порту Южный — Голос Украины
Все пять десятков животноводческих комплексов компания капитально реконструировала и расширила, рассказывает операционный директор холдинга Галина Ковток.
- Фермы модернизировали по мировым стандартам. На фермах действуют системы качества в соответствии с требованиями европейских стандартов. За два последние годы усовершенствовали работу лабораторий, которые принимают и отпускают молоко. Более 30 животноводческих комплексов оборудованы молокопроводами: доильный аппарат подключается к корове, и молоко по стеклянным и стальным трубам поступает в охладитель – без контакта с внешней средой. На двух фермах построили доильные залы, в которых происходит автоматизированный и высокопроизводительный процесс доения. Инвестиции в инфраструктуру немалые: установка только одного молокопровода сейчас стоит более 1,2 млн грн, — рассказывает Галина Глоток.
По валовому сбору молока UkrLandFarming занимает первое место в стране, производя 110 тыс. т в год. Ежедневно с ферм холдинга на молокозаводы поступает более 280 т молока. Крупнейшие покупатели продукции молочного дивизиона холдинга — компании Гадячсыр (60% сырья), Террафуд (15%), Житомирский молокозавод (10%). На откорм молодняка компания ежедневно отдает 15-20 тонн сырья.
- Более 65% нашего молока высшего сорта, остальное – первого. По своим показателям наше молоко полностью соответствует европейским стандартам качества. Мы представили образцы своей продукции нашим партнерам в Германии и Австрии и получили самые высокие отзывы, — говорит Галина Глоток. Однако экспортировать молоко, как и говядину, для холдинга пока не рентабельно.
- Базисная цена за килограмм нашего молока составляет 5,4-5,9 грн в зависимости от количества произведенной продукции в регионах. А населению за подворное молоко заводы платят вообще вдвое меньше. Из-за этого и происходит тотальное сокращение поголовья в частном секторе. А село без коровы вымирает. Поэтому половину телят (бычков) из 20 тысяч приплода продаем селянам на откорм. Остальное идет на воспроизводство поголовья, — рассказывает Галина Глоток.
Из-за нехватки сырья из 17 мясоперерабатывающих предприятий холдинга в настоящее время работают пять: в Ивано-Франковске, Чернигове, Тростянце, Лебедине и Ватутино. Остальные – законсервированы.
- Вместо государственной поддержки мы получили в этом году дополнительную ставку налога на добавленную стоимость. Раньше товаропроизводитель мог оставить на развитие материально-технической базы хозяйства 20% от реализованной продукции. Теперь же может рассчитывать лишь на шестую часть от этой суммы, — рассказывает Галина Глоток. — Банки дают кредиты под 30%. Но в животноводстве окупаемость при благоприятных условиях на рынках наступает на 5-7 год.
Операционный директор холдинга UkrLandFarming добавляет, что компания готова выходить на зарубежные рынки хоть завтра. Производственная база для этого создана еще в конце 2010-х.
- У нас лучшие породы коров, так как сотрудничаем с ведущими производителями генетической продукции. Для молочного производства в основном выращиваем молочных коров породы Украинская черно-рябая и Украинская красно-рябая, улучшаем генетической продукцией из США и Канады. В мясном животноводстве развиваем Украинскую мясную, которую улучшаем французской породой Шароле и Абердин-ангусскую породы, — говорит Галина Глоток.
В следующие несколько лет холдинг также планирует построить собственный завод по производству сухого молока и выйти на перспективные рынки Азии. Инвестиционный проект в UkrLandFarming оценивают в 200 млн долларов. За экспортом молочных продуктов, уверены в компании, на внешние рынки пойдет и украинская говядина.
- Если бы государство повернулось к нам лицом и помогло, то агропроизводители за несколько лет нарастили поголовье КРС до 20 миллионов голов, — добавляет Галина Глоток. — Тогда люди не бежали бы из села в города или на заработки за границу, а у них была бы работа и конкурентная зарплата.
Иван Ярмоленко