Комментарий: Надежда Савченко — от всенародной любимицы до агента Кремля

Укрaинский журнaлист Сeргeй Рудeнкo спeциaльнo для DW кoммeнтируeт зaявлeния Надежды Савченко, которые на ее родине поставили часть политиков в тупик и вызвали резкую критику.

Надежда Савченко предложила провести прямые переговоры с ДНР и ЛНР для разрешения ситуации в Донбассе. Бывшая узница Путина выразила готовность лично встретиться с лидерами псевдореспублик Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Соответствующее заявление Савченко вызвало резко негативную реакцию у большинства участников политического процесса в Украине и взорвало социальные сети.

Мол, не должна народная любимица идти на переговоры с сепаратистами. А если она на этом настаивает, считают оппоненты Савченко, то это означает только одно: легендарная летчица играет на руку Владимиру Путину. Вот так за две недели Надежде Савченко удалось преодолеть короткий путь от всенародной любимицы до агента Кремля.

Экспромт или домашняя заготовка?

История с заявлением Савченко о необходимости прямых переговоров с лидерами сепаратистов выглядит, как минимум, странно. Надежда сама позвонила на радио Матвею Ганапольскому и в прямом эфире рассказала о том, как можно урегулировать конфликт в Донбассе — через переговоры с сепаратистами. Савченко уточнила, что готова общаться с Плотницким и Захарченко как депутат Верховной рады и на большее не претендует. Лидеров самопровозглашенных республик она готова воспринимать как народных депутатов ЛНР и ДНР.

Сказанного Савченко оказалось достаточно для некоторых политиков и блогеров, чтобы обвинить ее в игре на руку Владимиру Путину. Ведь Кремль давно настаивает на прямых переговорах Киева с лидерами псевдореспублик. Цель — вынудить Украину признать, что война в Донбассе — гражданская, а тех, кто захватил там власть, — воспринимать одной из сторон процесса мирного урегулирования. Хотела того Савченко или нет, но в этом случае она подыграла Путину.

Мало кто сомневается в том, что летчица преследует благородную цель — остановить войну на востоке страны и освободить украинских военнопленных. Но предложенный ею формат — двусторонние переговоры с ЛНР и ДНР — выбивается из канвы общей политики Украины. Для Киева и Плотницкий, и Захарченко, как и все те, кто взял в руки оружие в Донбассе, — террористы, с которыми переговоры не ведут.

Без права на ошибку

Савченко, наверняка, отдавала себе отчет в том, что ее инициатива по переговорам будет негативно воспринята частью общества и многими политиками. Почему же тогда она сделала это заявление? Версия первая: она прилагает все усилия, чтобы освободить своих соратников из плена. Версия вторая: она озвучила чужие идеи, цель которых подтолкнуть Киев сесть за стол переговоров с сепаратистами.

Обе версии могут быть верны. Вот только сама Савченко права на ошибку не имеет. Она — символ борьбы за целостность и независимость Украины. Украинцы могут простить Надежде многое, но только не свое же разочарование в ней. После возвращения в Украину от Савченко ждали чего угодно, но только не предложений о переговорах с сепаратистами.

Ее заявления идут вразрез с действиями украинской стороны во внешней политике. Надежда — не только народный депутат Украины, но и член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Две недели назад она сообщила, что готовится к европейскому турне. А это значит, что «формулу примирения» с ЛНР-ДНР она, наверняка, повторит в европейских столицах. После этого и президенту Порошенко, и министру иностранных дел Климкину нужно будет приложить еще больше усилий для того, чтобы объяснять свою позицию европейским коллегам.

О «факторе Савченко» в украинской политике

За две недели после освобождения Надежда Савченко успела высказаться не только о будущем Донбасса. Она заявила, что в случае, если это будет надо для родины, готова стать президентом Украины. А еще — демонстративно проголосовала против конституционных изменений в судебной системе, на которых настаивал Петр Порошенко. Словом, Савченко ведет себя так, как считает нужным, а не так, как от нее ожидали.

В ближайшем будущем «фактор Савченко» будет если не главным, то, по крайней мере, определяющим в украинской политике. У Надежды сейчас большой кредит доверия от украинцев. Как она им воспользуется — пока никто не знает. Кто-то убежден, что миссия Савченко прописана в Москве: спровоцировать в обществе недовольство действиями Порошенко. Кто-то искренне уверен, что Надежда может претендовать на президентство. А кто-то считает, что она как агент Кремля сама быстро «сольется».

Как бы там ни было, но появление депутата Надежды Савченко в Киеве оживило украинскую политику. С ней вынужден считаться Петр Порошенко. К ней прислушивается Юлия Тимошенко. Ее знают в Европе. А отныне — переговоры с ней не прочь вести и лидеры псевдореспублик в Донбассе Плотницкий и Захарченко. Савченко сейчас может позволить себе говорить и поступать так, как считает нужным. Но одна должна понимать: кредит доверия, выданный ей, не вечен.

Автор: Сергей Руденко — украинский журналист и политический обозреватель. Издал несколько книг об украинских политиках. Автор еженедельной колонки на DW. Сергей Руденко в Facebook: Сергій Руденко

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.