Коллеги о Павле Шеремете: Он ходил по лезвию бритвы

DW сoбрaлa рeaкции нa убийствo в Киeвe журнaлистa Павла Шеремета, ставшее шоком для журналистов и оппозиционных политиков Беларуси и России.

Убийство журналиста Павла Шеремета в Киеве стало шоком для коллег, работавших с ним в разное время, и для оппозиционных политиков из Беларуси и России. Их реакция на это событие — в комментариях DW.

«Шеремет был другом Немцова»

Российский обозреватель, главный редактор журнала “Русский репортер”, Виталий Лейбин назвал убийство Павла Шеремета огромной трагедией. «Еще работая в российских СМИ, в том числе государственных, он всегда отличался невероятно свободной позицией. У него была слава высокого профессионала и независимого человека”, — говорит Лейбин.

Оппозиционый политик Илья Яшин шокирован произошедшим: “Не могу поверить. Павел был ближайшим другом Бориса Немцова, который в 1997 году обратился к Ельцину с просьбой помочь освободить Шеремета, арестованного белорусскими спецслужбами. Шеремет снимал к 50-летию Немцова документальный фильм о нем, был ведущим на панихиде после его гибели», — вспоминает Яшин. По его мнению, это убийство на почве профессиональной деятельности. «Павел был образцом независимого журналиста, резким в суждениях, и потому наживал себе врагов», — убежден политик.

Из-за своих взглядов Шеремет стал персоной нон грата на российском телевидении, напомнил продюсер спецпроектов ТАСС Виктор Дятликович, работавший вместе с журналистом. Когда на госТВ началась “подгонка” содержания программ под нужный Кремлю ракурс, вспоминает бывший колллега Шеремета, «Паша очень переживал, таких разногласий становилось все больше, и в итоге они с Первым каналом довольно нервно расстались”.

По тем же причинам Шеремет вынужден был уйти из Общественного российского телевидения, где он вел ток-шоу “Правда”. “Он придерживался проукраинских взглядов, но как ведущий свою позицию никогда не выражал, — указал Дятликович. — Тем не менее, руководству канала стали поступать письма с угрозами от каких-то казачьих организаций, а потом и звонки из Администрации президента”.

Никогда не забывал о Беларуси

«Шеремета очень ценили в журнале «Огонек», — говорит бывший главный редактор этого издания Виктор Лошак. «Он хорошо разбирался в том, что происходит и, и в Грузии, и в Беларуси, и был скептичен по отношению и к власти, и к оппозиции», — утверждает Лошак. «Живя в России, а потом, никогда не оставлял Беларусь, откуда вынужден был уехать из-за конфликта с Лукашенко. До последнего дня он делал сайт «Белорусский партизан”, который остается популярным оппозиционным СМИ Беларуси”, — подчеркнул Виктор Лошак.

Белорусская журналистка Светлана Калинкина — соавтор книги об Александре Лукашенко «Случайный президент», которую она написала вместе с Павлом Шереметом, вспоминает свой разговор с журналистом накануне его отъезда в Москву в 2000 году: «Он уезжал в еще, как нам казалось, демократическую Россию, говорил, что в Беларуси ему не дадут работать».

«Когда стало невозможно в России, уехал на Украину, и это желание работать во что бы то ни стало, приводит к тому ,что самые наши яркие, талантивые коллеги уходят так рано», — сказала Калинкина в беседе с DW. «Павел — не украинский, не российский и не белорусский журналист, он журналист европейский, и на все смотрел своим особенным взглядом», — считает Калинкина.

Глава белорусского оппозиционного движения «За свободу» Александр Милинкевич написал в Facebook: «У Павла был большой талант — он был искренним, небезразличным. И погиб в необъявленной войне за свободу».

«Все белорусские коллеги Павла Шеремета переживают его трагическую смерть очень тяжело, это одна из самых ярких фигур в журналистике. Он публиковал острые материалы и всегда ходил по лезвию бритвы», — заявил DW глава Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Андрей Бастунец.

По сообщению родных, журналист Павел Шеремет будет похоронен в Минске. Светлана Завадская — вдова друга и бывшего коллеги Шеремета, похищенного в 2000 году в минском аэропорту и предположительно убитого оператора ОРТ Дмитрия Завадского, написала в Facebook: «Говорила с мамой Павла… Первое, что она сказала: «Вот и встретились наши ребята…».

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.