Кибуцы — нeбoльшиe сeльскoxoзяйствeнныe пoсeлeния — oдин из симвoлoв Изрaиля. Oни пoстрoeны на принципах соцравенства и взаимопомощи. Но сейчас они все больше разъединяют общество.
До 40 процентов сельскохозяйственной продукции в Израиле до сих пор производится в кибуцах — небольших коллективных поселениях, во многом напоминающих советские колхозы. В основе таких объединений лежат классические социалистические принципы — совместное владение имуществом и равенство всех членов общины.
Население кибуца обычно составляет несколько сотен человек, занятых в сельском хозяйстве или промышленности. «Кибуцники», как здесь называют членов коммун, работают на молочных фермах, во фруктовых садах и даже вне территории поселения, складывая весь свой заработок в общий котел. Администрация кибуца затем выплачивает каждому члену общины одинаковую ежемесячную зарплату вне зависимости от того, чем он занимается и сколько денег отчисляет в общий бюджет.
На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, в которых проживают около 150 тысяч человек — менее двух процентов населения страны. Хотя число жителей кибуцев постоянно сокращается, коммуны продолжают привлекать иностранных туристов, желающих увидеть уникальные поселения собственными глазами.
Элитарная культура?
То, где израильтянин родился и вырос — в кибуце или в городе — может во многом предопределить его дальнейшую судьбу. Жители кибуцев пользуются многочисленными преимуществами, к примеру, получают крупные льготы на коммунальные услуги или землю под строительство по крайне низким ценам.
«Несмотря на критику, кибуцы очень помогли создать государство практически с нуля», — говорит израильтянин Офир Маген, который вырос в кибуце и сейчас работает инвестиционным брокером в Тель-Авиве. По его словам, изначально израильская земля была бесплодной и непригодной для сельского хозяйства, однако кибуцникам удалось ее освоить.
28-летняя студентка Яхель Азулай Шараби не разделяет его мнения. «Это просто неправда», — говорит она. После эмиграции в Израиль дедушка и бабушка Яхель по распределению попали в город Димона, который в то время был не более чем транзитным лагерем, состоящим из бараков и обветшалых домов. «Они внесли не меньший вклад в развитие этой страны, чем кибуцы», -уверена студентка.
Дискриминация евреев из арабских стран?
Критики движения также указывают на неравное отношение властей к ашкенази, евреям с европейскими корнями, и мизрахи, выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. По их словам, жители кибуцев продолжают извлекать выгоду из земель, бесплатно доставшихся им или их предкам от государства. В то же время иммигранты из арабских стран были в принудительном порядке размещены в бедных промышленных городах.
«Израиль легитимизирует культуру кибуцев и способствует тому, чтобы она оставалась привилегированной и элитарной, идеалом, к которому все должны стремиться, — говорит Аран Вайцман, студент социологии из города Ашкелона на юге страны. — Члены коммун позднее служат в элитных армейских подразделениях и становятся пилотами или офицерами разведки лишь по той причине, что они выросли в кибуцах. Государство полностью поддерживает эту систему».
Повод для гордости
Жители кибуцев обычно начинают работать в возрасте 12-13 лет. За свой труд дети получают возможность каждый год ездить на экскурсии или участвовать в других мероприятиях по своему выбору. Благодаря столь раннему приучению к труду, многих «кибуцников» считают усердными и дисциплинированными работниками, которые не боятся сложных задач.
«90 процентов людей, выросших в кибуце, указывают это в своем резюме», — говорит инвестиционный брокер Офир Маген. «Я сам бы тоже это сделал. Это не значит, что жители городов менее добросовестно исполняют свои обязанности, но обычно выходец из кибуца — более надежный вариант для многих работодателей. Это означает, что ты уж точно привык тяжело работать».
В то же время скептики подчеркивают, что тяжелого труда не боятся многие израильтяне. «Моих дедушку и бабушку высадили из грузовиков в Димоне, в то время как кибуцы получили огромное количество земель для обработки», — говорит студентка Яхель Шараби.
Ни имущества, ни накоплений
Те, кто вырастает в кибуцах, на время покидает их и затем возвращается обратно, могут получить землю или дом на территории общины бесплатно или по крайне низкой цене. А те, кто остается в кибуцах на всю жизнь, могут построить там свои дома и не должны покупать недвижимость.
Решение о том, принять ли назад «возвращенцев», принимается всей коммуной на общем голосовании. Обычно члены кибуца голосуют «за». В то же время люди, которые перебираются в кибуц впервые, должны передать все свое имущество в общий фонд: только тогда им позволяют приступить к интеграции в коммуну.
Несмотря на все преимущества, дети и внуки первых «кибуцников» не в восторге от сложившейся ситуации. «Они думали, что такая система будет существовать вечно, поэтому у них нет ни накоплений, ни личного имущества. Все, что они имеют, принадлежит кибуцу», — рассказывает Офир Маген. Многие общины обанкротились или были приватизированы. «Дом моих родителей не является их собственностью. Они ничего не могут оставить в наследство», — поясняет брокер. В то же время преимущества жизни в кибуцах все же перевешивают ее недостатки, отмечает он.
С этим аргументом соглашаются и критики движения. «Эти люди удерживают в своих руках большинство земель в этой стране и передают их своим детям незаконным и несправедливым путем», — говорит студентка Шараби. «Это современные феодалы», — заключает она.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.