31 мaртa Мeждунaрoдный трибунaл пo бывшeй Югoслaвии дoлжeн огласить приговор по делу лидера сербских националистов Воислава Шешеля. Однако добровольно в Гаагу Шешель не поедет, а Белград не спешит его выдавать.
Некоторый дискомфорт Воислав Шешель все же должен ощущать. Лидер Радикальной партии Сербии после временного освобождения из-под стражи в Гааге появлялся в основном в эфире малоизвестных региональных каналов и даже в реалити-шоу. 61-летний идеолог «Великой Сербии» ранее был профессором юридических наук, а в 1990-х годах формировал отряды четников — сербских экстремистов с националистическими взглядами, преследовавших хорватов и мусульман в Боснии. Сейчас он снова произносит националистические тирады в кругу восхищающихся им третьесортных знаменитостей. Хотя взгляды Шешеля всем уже давно известны, его высказывания все еще способны попасть на первые полосы СМИ.
31 марта Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) должен огласить приговор по делу Шешеля. Однако лететь в Гаагу, чтобы присутствовать при этом и в итоге оказаться в тюрьме, в планы обвиняемого не входит. Будь его воля, он давно уже покончил бы с этим антисербским судом, хвастает Шешель. Впрочем, с ним отчасти согласны и многие международные эксперты: ведь для вынесения решения МТБЮ понадобилось целых 13 лет. Почти все это время Шешель находился в гаагской тюрьме, но в конце 2014 года был отпущен на свободу «по гуманитарным причинам» — у него диагностировали рак.
Бывший наставник
Приговор огласят в особое для Сербии время: в апреле в стране состоятся местные и парламентские выборы. На возвращение в парламент могут рассчитывать и окрепшие праворадикальные силы, лидером которых является Воислав Шешель.
Многие эксперты полагают: если консервативное правительство решит выдать Шешеля Гаагскому трибуналу, Кабмин могут обвинить в «непатриотичности». «Вполне вероятно, что нынешнее правительство не выполнит свои международные обязательства и тем самым скомпрометирует Сербию — из страха быть наказанными своими избирателями», — поясняет в беседе с DW политический обозреватель Теофил Панчич.
Впрочем, он подчеркивает: прежде всего стоит обратить внимание на путь прихода к власти как Воислава Шешеля, так и нынешнего сербского руководства. Президент Сербии Томислав Николич и премьер Александар Вучич долгие годы были близкими соратниками Шешеля и старательно распространяли его националистические лозунги. В 2008 году между единомышленниками произошел раскол: Вучич и Николич покинули Радикальную партию Шешеля и основали прогрессивную партию с проевропейской программой, которая сейчас имеет большинство в парламенте. «Руководители страны столкнулись с психологической проблемой: им весьма неприятно выдавать собственного политического наставника», — отмечает Панчич.
К тому же, оба сербских лидера нелестно отзываются о Гаагском трибунале. «Они говорят нам, что мы должны выдать Шешеля в разгар предвыборной кампании. Быть может, Гаага таким образом хочет поддержать сербских правых или свергнуть меня?» — задается вопросом глава правительства Вучич. Своим авторитарным тоном он заявил, что будет лично решать, арестуют Шешеля сейчас или нет. При этом Вучич подчеркнул, что решение будет принято, «как всегда, в наилучших интересах Сербии».
Премьер — демагог, полагает обозреватель Панчич. «Вучич считает, что весь мир вращается вокруг него и что все заняты его свержением. Это, конечно, не так. Ни один суд не должен учитывать пожелания политиков», — отметил эксперт.
Давление на свидетелей?
При этом сотрудничество Сербии с МТБЮ фактически прекращено: Белград уже больше года уклоняется от выдачи трех партийных соратников Шешеля, которых обвиняют в запугивании, подкупе и инструктировании свидетелей, проходящих по его делу. Председатель Хельсинкского комитета по правам человека в Сербии Соня Бисерко объясняет это следующим образом: нынешние сербские власти боятся того, что всплывут доказательства их соучастия в преступлениях. «Президент Николич и премьер Вучич руководили Радикальной партией во время отсутствия ее главы Шешеля. Оба принимали решения об оказании давления на свидетелей и членов их семей», — поясняет Бисерко в интервью DW.
Недостаточное сотрудничество с Гаагским трибуналом долгое время камнем висело на шее Сербии — кандидата в члены ЕС. Когда в 2011 году Белград выдал последнего фигуранта списка разыскиваемых, казалось, что эта тема наконец снята здесь с повестки дня. Но теперь Сербия должна либо выдать Шешеля, либо найти весомый аргумент, чтобы этого не делать. «Если правительство хочет подтвердить свой проевропейский курс, то свобода его действий ограничена», — говорит Бисерко, намекая на скорую выдачу обвиняемого.
Сам Шешель упрощать задачу бывшим соратникам не намерен. По словам политика, его и трех остальных обвиняемых придется нести в аэропорт на руках. «Только я не знаю, как они это себе представляют», — пошутил он. Ведь сам Шешель весит 130 килограммов, а его коллеги — по 120. То есть общий вес всех четверых составляет около полутонны, подсчитал Воислав Шешель и обещал в ближайшее время еще поправиться.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.