Экономика — Верховная Рада может не дать необходимое количество голосов для законопроектов МВФ

С 10 пo 18 мaя в Укрaинe будeт рaбoтaть миссия МВФ, и зaтянувшaяся нa дoлгиe мeсяцы эпопея с  получением транша МВФ может завершиться.  На кону 1,7 млрд долл. и восстановление программы с одной из самых авторитетных финансовых организаций в мире. Деньги нужны для пополнения золотовалютных резервов, а сотрудничество с Фондом — сигнал о благонадежности Украины как кредитора и финансового партнера. Очевидно, что для государства восстановление программы — очевидный плюс. Но какую цену за это платят украинцы?

Тарифы и прочие обстоятельства

После повышения стоимости газа естественная реакция обычного человека — неприятие кредитной программы. Вслед за газом поднялись и тарифы, так что кредитованию далеко не все рады. Но не на них одних держится программа. Глава Минэкономразвития Степан Кубив уже попросил нардепов ускориться и принять восемь из 14 законопроектов, которые необходимы для получения транша. В первоочередных документах есть положения, которые напрямую касаются украинцев.

№4503, о рынке природного газа. По законопроекту те люди, которы получают субсидии на газ и используют устаревшее оборудование, могут до конца 2017 года получить новое энергосберегающее оборудование за счет госбюджета, спецфонда по энергосбережению или средств юрлиц на основании договора. Этот документ предлагает закрепить в законе об ОСМД норму о том, что объединение получает газ на основании договора с поставщиком, а не в соответствии с установленными для населения тарифами. Законопроект сокращает сроки для установки счетчиков газа для приготовления еды. Сейчас  указано, что поставки газа будут осуществлять в при условии его коммерческого учета и граничный срок для установки счетчика — 1 января 2018 года. В документе предлагают установить дедлайн 1 апреля 2017 года.

№4536, об объектах госсобственности, которые можно приватизировать. 374 предприятия, 116 из которых уже ликвидированы или остановлены, хотят исключить из списка объектов, которые не подлежат приватизации. Тут речь идет о рыночном использовании их имущества и возможности корпоративного управление. Цель — привлечение инвестиций, а это значит возможность увеличить количество рабочих мест.

 

№4591, об учреждении бизнес-омбудсмена. Документ узаконит деятельность уже существующих договоренностей об учреждении  бизнес-омбудсмена. Законопроект вносит коррективы в четыре кодекса, расширяет полномочия омбудсмена, который будет следить за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме трех перечисленных законопроектов еще пять касаются:

 "Укрзализныци". Ту часть акций, которая принадлежит государству, хотят закрепить в этом статусе.

Заместителей руководителя Государственной фискальной службы. Сейчас замов может быть два, но документ предлагает не ограничивать их количество.

Налоговой службы.  Один из документов дает возможность подавать жалобы  на решения налоговиков и на самих чиновников напрямую главе Государственной фискальной службы. Таможни планируют подчинить налоговой службе. Еще один законопроект должен упорядочить функции Государственной фискальной службы и ее территориальных представительств.

Трех предприятий топливно-энергетического комплекса. Их предлагают исключить из списка объектов, не подлежащих приватизации.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Одновременно с  теми законами, которые необходимы для получения транша, Минэкономразвития настаивает, чтобы депутаты приняли еще три документа, которые имеют социальное значение. То есть структурные изменения, которые далеко не всегда очевидны людям, могут "подсластить" понятными населению законопроектами. Один из них — о повышении соцстандартов на 10% с 1 декабря 2016 года. Они будут в среднем на 50 грн больше, чем ранее запланированное с 1 декабря повышение. Прожитминимум повысят до 1544 грн, тогда как планировалось повысить его до 1496 грн, минимальную зарплату поднимут до 1600 грн, хотя предусматривали повышение до 1550 грн.

Еще один документ отменит 15% налог на превышение суммы пенсии, то есть на пенсии, которые превышают три минимальные зарплаты. Кабмин подсчитал, что из-за этого бюджет недополучит 0,8 млрд грн в год, но эту недостачу покроют поступления от налога на доходы физлиц.

 

 

 

Последний из трех социальных документов, должен упростить регистрацию импортных лекарств, которые уже зарегистрированы в США, Австралии, Канаде, Швейцарии и странах ЕС. Хотя авторы документа экономические последствия этого решения в пояснительной записке не оценили, дерегуляция снизит нагрузку на конечные цены. Новая процедура поможет побороть коррупцию, вывести из цены эту составляющую.

Вопрос к парламенту

"Транш в первом полугодии является вполне возможным, — считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — МВФ пока что не сделал каких-либо заявлений о том, что Украина серьезно отклонилась от выполнения обещаний, прописанных в существующем договоре".

Тем не менее выдача транша затянулась больше чем на полгода. Отчасти виной тому  премьериада и коалициада. Ведь с каждым новым правительством МВФ заключает новый договор, так что и в существующем сейчас возможны изменения.  Именно поэтому под приезд миссии собрался пакет из 14 непринятых, но нужных законопроектов.

"К первому траншу нужно было принять целый пакет законов. Они оцениваются как реформаторские внешними экспертами, — говорит экономист. — Практика принятия законопроектов пакетами в преддверии траншей действительно существует. Вполне возможно, что пакет документов назреет и к следующему траншу. Другое дело, что их нужно принимать и без давления МВФ, но Фонд дает дополнительный стимул".

Александр Жолудь говорит, что возобновления программы с МВФ сейчас Украине важно для нашей кредитной истории. То есть нет программы с Фондом — нет доверия остальных  кредиторов.

"Кредиты от других международных финансовых организаций, с точки зрения бюджета, для нас важны даже больше, чем средства МВФ, которые идут на пополнение золотовалютных резервов Нацбанка, а не на экономические проекты", — уточняет эксперт.

Требования МВФ пропускают через себя три исполнителя: НБУ, Кабмин и Верховная Рада. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева отчиталась о том, что ее ведомством все условия выполнены. Кабмин, который назначен менее месяца назад, ведет переговоры с МВФ и заново вносит некоторые из согласованных ранее законопроектов. Но необходима гарантия, что свое одобрение дадут последние участники цепочки — нардепы. Однако ее нет.

"Голосования показывают, что большинства в ВР нет, — говорит директор Института трансформации общества Олег Соскин. —  Второй показатель — в парламенте формируется устойчивое мнение, что голосовать за предложения БПП и Народного фронта, то есть и правительства, нельзя. Все хотят выборов, а значит, голосовать за законы МВФ нет смысла. Все понимают, что если проголосуют за то, что предлагает Гройсман, — это подпитать силы того, с чьим мнением не согласны. Я думаю, что голосовать за них никто не будет".