Апологеты ассоциации с Евросоюзом: что они говорили в 2013 году и где они сейчас

Oднa из примeчaтeльныx чeрт укрaинскиx пoлитикoв — умeниe быстрo "пeрeoбувaться", исходя из существующей конъюнктуры. Взгляды и идеи — ничто, должности и кабинеты — все. К примеру, сегодня Александр Вилкул или Евгений Мураев позиционируют себя как пророссийские политики и якобы непримиримые борцы с прозападными властями. Но в 2013 году они активно агитировали украинцев поддержать Ассоциацию с ЕС. А сейчас, на словах критикуя правительство и президента, на деле они успешно сотрудничают и помогают им. Вот такая последовательность. Но давайте оценим красоту игры.

2013 год — год большой дискуссии в Украине. Политики спорят, куда вести страну — в Ассоциацию с Евросоюзом или в Таможенный союз. У каждой из сторон свои сторонники и противники. Общество расколото, хотя большинство склоняется к варианту с Таможенным союзом. Но президент Виктор Янукович и правительство Николая Азарова готовятся подписать Ассоциацию. И активно убеждают людей через телеэфиры.

26 апреля 2013 года в программе "Шустер LIVE" обсуждается внешнеполитический вектор — что есть благо для Украины, а что нет. По одну сторону баррикад глава общественной организации "Украинский выбор" Виктор Медведчук, а по другую — вице-премьер Александр Вилкул, ряд нардепов (Сергей Тигипко, Евгений Мураев и др.) и экспертов.

Позиция Медведчука понятна — Ассоциация с ЕС убьет украинскую экономику, закроются 8 тыс. предприятий. С другой стороны, вступление в ТС добавит стране ежегодно до 10 млрд долл. за счет нового рынка и экономии на энергоносителях. Чистой воды прагматизм.

Позиция евроинтеграторов тоже понятна, хотя и не совсем ясна. Кто-то видел в Евросоюзе исцеление украинской коррумпированной судебной системы, кто-то заявлял о ценностях, на которые ориентируется Украина, кто-то вообще приплетал технологии и стандарты. Но при этом ни слова про экономику. Нет, не так. Некоторые, как Сергей Тигипко, признавали, что в экономике Украину ждет падение, но надеялись на выгоды в будущем.

У микрофона Александр Вилкул. "Если говорить рационально, то Украина свой выбор сделала, и Украина о нем объявила. Мы строим великую, независимую, сильную державу. Европейскую державу. И нашей целью является подписание в этом году Договора об Ассоциации с Евросоюзом и зоной свободной торговли. Я, готовясь сегодня к эфиру, специально выписал цитату нашего президента, которую я хочу зачитать дословно. "На этот год у нас есть амбициозная цель — подписать в ноябре этого года на саммите в Вильнюсе Соглашение об Ассоциации и создании зоны свободной торговли". Это сказал наш президент Виктор Федорович Янукович 16 апреля 2013 года. И это является нашей главной и стратегической целью на этот год. От себя могу сказать: я верю, что Украина будет европейской страной", — пафосно заявил с трибуны Вилкул.

А вот это Вилкул 29 ноября 2013 года, уже после решения Януковича не подписывать СА с ЕС: "Металлурги может и выжили бы, но машиностроения не будет, авиастроения не будет. Это миллионы людей, это миллионы судеб. Миллионы людей могут остаться без хлеба, и миллионы пенсионеров — без пенсии".

А ведь именно эти аргументы Медведчук приводил еще за полгода до этого, но Вилкул тогда строил "великую державу", а на резонные аргументы оппонентов апологеты евроинтеграции с пеной у рта рассказывали, какие блага получит страна от Евросоюза.

А когда Янукович изменил политику, Вилкул быстро "изменил" свое мнение и начал рассказывать людям, как он в правительстве беспокоился за зарплаты промышленников и пенсии пенсионеров, и какое вредное для страны Соглашение об Ассоциации.

А потом был Евромайдан, на котором уверовавшие в популизм Вилкула и ему подобных евроинтеграторов, свергли режим Януковича, который решил в конце концов последовать экономической логике и отказался от СА. В новой реальности для Вилкула, его партнера Мураева и ряда других "бывших" уже не нашлось места во власти, а потому единственное, что им осталось — стать "ярыми" противниками новой прозападной власти. А поскольку запрос общества на интеграцию с Россией никуда не исчез, они взяли пророссийскую риторику на вооружение. Хотя за кулисами и Вилкул, и Мураев работают в плотной связке с нынешней властью, которая использует их для раскола пророссийских сил (за что деятели получили российские санкции и запрет на въезд в РФ). Вот это и есть последовательность по-украински. Которую общество, впрочем, "оценило" на президентских выборах в 4% голосов.

С большой долей уверенности можно утверждать, что после смены власти в Украине, очень быстро такие политики как Вилкул и Мураева найдут общий язык с новым президентом и будут плясать в его упряжке. И будут говорить то, что их попросят.

Но главное здесь — даже не продажность украинских политиков. Как оценивать степень вины тех, кто пропагандировал в свое время политику, которая привела к кровавой революции, войне, потере территорий? Какой должна быть ответственность тех, кто толкал общество на раскол, а затем "переобулся" под новую реальность? Имеют ли такие деятели право оставаться в политике?

С другой стороны, есть политики, которые годами верны своим взглядам. Они могут быть на коне, а могут пребывать на втором плане, но не отказываются от своих идей. Более того, тот же Медведчук в 2013 году практически точно описал последствия ассоциации Украины с ЕС. Тогда его аргументы не приняли во внимание. Сейчас Медведчук активно доносит обществу свой план, как преодолеть пять лет разрухи в стране. Как говорится, не стоит дважды наступать на одни и те же грабли.