Устaнoвить бeссрoчнoe пeрeмириe. Oтвeсти вoйскa oт Стaницы Лугaнскoй. Рaссмoтрeть вoпрoс o снятии экoнoмичeскoй блокады. И даже — разрешить Донбассу говорить на русском языке. Такие инициативы и мысли за последние месяцы озвучивались командой нового президента Украины и им самим. Некоторые инициативы они даже начали реализовывать. Но есть ли у Зеленского настоящий план, как остановить войну на Донбассе? Или все его предвыборные обещания о мире — просто фигура речи?
Такое впечатление, что Минские соглашения были подписаны Украиной исключительно с целью их невыполнения. Позицию предыдущей власти понять было несложно. "Свинарчукоборонопром" и контрабандные миллионы — это их. Новый президент и его соратники обещали установить мир в стране, получили от избирателей всю полноту власти, но пока не спешат выполнять Минские соглашения.
Шесть лет вооруженного конфликта тянутся долго только для тех, кто в нем непосредственно участвует. Для дельцов от политики — это всего лишь прибыльный бизнес, для больших стран — способ давления друг на друга. Для многих людей война на Донбассе превратилась в перманентную составляющую страны, и на нее не обращают особенного внимания.
Но при этом — в окопах там совсем не игрушечные солдатики. Люди гибнут раз за разом. И конца-края этому не видно.
При этом, Зеленский на словах говорит, что выступает за дипломатическое урегулирование конфликта, за диалог. Если реализовать Минские соглашения, можно прийти не к шаткому-валкому перемирию, а к настоящему миру.
Но нужен ли такой мир Киеву? Его цена — политические реформы, но более всего — политические амбиции. Требуемый закон об амнистии участников боевых действий со стороны "ЛНР/ДНР", особый статус областей — Донецкой и Луганской, право на русский язык — все это многим в украинской власти казалось и кажется неприемлемым. И как бы в пику Минским соглашениям предыдущий парламент только то и делал, что принимал законы, повышающие градус в обществе до предела — об украинизации, об образовании, "о реинтеграции Донбасса" (который не имеет никакого отношения к настоящей реинтеграции).
При вступлении Зеленского на трон президента Украины палки в колеса Минским соглашениям продолжала ставить не только старая власть. Странными заявлениями отличались и "слуги народа". Чего стоило только предложение Александра Дубинского отгородиться от Донбасса забором (будто не Дубинский критиковал в свое время Яценюка за проект "Стена") или скандальные заявления политтехнолога Зе-команды Никиты Потураева, которым могла бы позавидовать сама Лариса Ницой. Например, в своих постах в Facebook Потураев называет Россию фашистским государством, предлагает переменовать ее в Московию, УПЦ именует "бесо-патриархатом", предлагает воссоздать Речь Посполитую в противовес России. А людям в "ДНР/ЛНР" — рубить головы и сажать на кол. Колья же с головами расставить по периметру границы с Россией. Есть сильные сомнения в психическом здоровье этого человека. И при этом он — советник президента?!
Тем не менее Зеленский будто бы продолжал выстраивать мирный вектор. В конце концов, как он сам утверждал в декабре 2018-го — хоть с чертом лысым готов договориться, но чтобы не умирал ни один человек.
И вот в июне начался отвод войск от Станицы Луганской. А во второй половине июля представители Минской контактной группы договорились об абсолютном и бессрочном перемирии со дня парламентских выборов. Нелишне будет заметить, что этот факт сыграл весьма значительную роль в победе "слуг народа" на выборах в Раду 21 июля.
Но в первый же день перемирия стороны обвинили друг друга в их нарушении. Более того, с 21 июля уже погибли семеро украинских военных. Зеленский не выдержал, объявил о срыве перемирия, и о необходимости срочного созыва "нормандского формата".
Вместе с сорванным перемирием, от новой власти покатилась усиленная волна заявлений, несовместимых с Минскими соглашениями. Например, глава партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков заявил, что амнистии для УБД со стороны самопровозглашенных республик быть не может. А без этого "ЛНР/ДНР" мировую не пойдут никогда. Тупик, получается?
О том, что это тупик, у Зеленского поняли быстро. И уже в середине августа заявили о "гуманитарном плане", который якобы разработан командой президента. 13 августа новый секретарь СНБОУ Александр Данилюк заявил, что есть некий "гуманитарный план", с помощью которого нынешняя администрация планирует завершить конфликт на Донбассе.
Но что это за план, пока покрыто мраком. Да, Минские соглашения Киеву стоят костью в горле. Но Москва, Берлин и Париж неоднократно подчеркивали — либо "Минск-2", либо ничего.
Зеленский пошел, как ему казалось, ва-банк. Все помнят его эмоциональное обращение в ответ на идею проведения телемоста между Киевом и Москвой. Президент Украины позвал в Минск руководителей РФ, Великобритании, ФРГ, Франции и США. Почти все вежливо, но настойчиво объяснили Зеленскому, что изменение "нормандского формата" нежелательно.
Новой власти пришлось волей-неволей возвращаться к этому формату, а Зеленский стал активно звонить Путину. Разговоры проходили в позитивной атмосфере, но без толку. Все сводилось к тому, что каждый требовал прекратить обстрелы. Но реальных решений и договоренностей так и нет.
Тем временем власть в Украине полностью обновилась. Поэтому, если Путин последователен, то в скором времени, возможно, стоит ждать начала нового диалога.
Приведет ли этот диалог к разрешению ситуации? На данный момент все замерло, почти вернувшись на исходные позиции времен Порошенко. Никто не знает, каков план Зеленского и что он собирается в нем представить.
Никакой конкретики до сих пор не было представлено. Как идеи Зеленского по урегулированию соотносятся с Минскими соглашениями, непонятно совсем. Можно предположить, что никак. Но даже если у президента озвучат его мирную инициативу по пунктам, это будет выстрел вхолостую. Ведь как мы уже отметили, никто, ни одна из сторон конфликта, ни одна страна-посредник его предложений не поддержала.
Если взять, к примеру, самый известный мирный план, предложенный Виктором Медведчуком, то по сравнению с ним инициативы Зеленского являются хаотичными, спонтанными и "хромают на обе ноги". Начать с того, что план главы политсовета "Оппозиционной платформы — За жизнь" базируется исключительно на Минских соглашениях. Это устраивает всех. В Европе выслушали Медведчука в июле, во время выступления политика в Европарламенте, где он представил свой план-концепцию по восстановлению мира. Экспортное название плана Медведчука — "формула Штайнмайера". Ее поддерживают основные игроки ЕС — Германия и Франция.
Поддержать план Медведчука решили также и в Кремле, и в "ДНР/ЛНР". Президент РФ Владимир Путин заявил, что считает абсолютно правильным призыв "вести прямой диалог с людьми, которые живут в Донбассе". Полпред России в контактной группе Борис Грызлов подчеркнул, что российская сторона "поддерживает план Медведчука по восстановлению мира, который полностью соответствует Минским соглашениям". А глава "ДНР" Денис Пушилин отметил, что политическая сила, которую представляет Медведчук, "одна из немногих, а, может, даже и единственная, кто последовательно отстаивает мирное урегулирование конфликта".
То есть план Медведчука согласован с участниками Минской контактной группы, а также с Францией и ФРГ под экспортным названием "формула Штайнмайера". На контрасте, Зеленский противопоставить ему ничего не может ни по одному из пунктов. Возможно, это и есть истинная причина, почему Зеленский грозит развернуть против Медведчука и его партии политические репрессии?
Так не будут ли "мирные идеи" Зеленского в очередной раз стоить ломаного гроша? Особенно если в нем не будут прописаны амнистия и гарантии безопасности тем, кто сложит оружие. Следовательно, Минские соглашения в очередной раз подтвердят, что другого варианта движения к миру, кроме их соблюдения — нет.
Тем временем, уже несколько недель среди украинских военных расходится слух о создании новых войск по типу военной полиции. Говорят, что ВСУ отойдут и окопаются в тылу. В зоне соприкосновения патрулировать границу будут именно эти новые части.
Возможно, это тоже часть плана Зеленского?
Автор: Алексей Калиниченко