Сeгoдня Вeрxoвнaя Рaдa нaчнeт рaссмoтрeниe законопроекта № 5670-д "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" во втором чтении. К языковому законопроекту подано более 2 000 поправок, 710 из них внесено народными депутатами от Оппозиционной платформы — За жизнь Василием Нимченко и Нестором Шуфричем. Надо полагать, в парламенте предстоят бурные дебаты. Об этом заявил глава политсовета политсилы Виктор Медведчук, информирует пресс-служба.
Он отметил, что для многонационального государства, которым является Украина и которое сейчас особенно нуждается в единении, принятие такого закона явно не ко времени. Предложенные нормы в своем массиве носят дискриминационный характер, не корреспондируются с положениями статей 10, 11 и 12 Конституции Украины и являются попыткой тотального администрирования использования языков и ассимиляции русскоговорящих этнических украинцев и других национальных меньшинств.
По сути, во всех сферах публичных отношений (в предложенном законопроекте 41 позиция) исключаются защита русского языка и его использование русскоговорящими этническими украинцами, это же касается и языков других национальных меньшинств.
Содержательное наполнение предложенного языкового законопроекта не соотносится с нормами международного права, в частности ратифицированными Украиной Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 года, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 октября 1973 года.
"Оппозиционная платформа — За жизнь с сожалением констатирует, что такой важный для государственности вопрос, как принятие языкового законодательства, сегодня имеет "привкус" манипуляций, связанных с избирательным процессом. Как можно игнорировать конституционный постулат о многонациональной нации и путем законодательных предписаний осуществлять ассимиляцию и насаждать во всех сферах использование исключительно украинского языка, когда русскоязычные граждане, а также представители нацменьшинств составляют до 40% украинской нации? Это противоречит основоположному конституционному принципу о недопустимости сужения объема существующих прав и свобод граждан (статья 22 Конституции Украины)", — указал он.
Медведчук подчеркнул, что власть имущие и их представители должны понимать, что, "включая языковой вопрос в повестку дня", они тем самым в угоду политической целесообразности создают реальную угрозу раскола по этноязыковому признаку и отнюдь не способствуют национальному единению. И такое тотальное нарушение естественных прав и свобод граждан на использование своего родного языка происходит с молчаливого согласия гаранта соблюдения Конституции Украины.
Является очевидным, что предусмотренное законопроектом экзаменационное инспектирование на предмет знания украинского языка будет иметь далекоидущие последствия — русскоязычные этнические украинцы, по сути, не будут допущены к управлению государственными делами.
Законопроект предусматривает, что в публичной сфере отношений, связанных с реализацией властных полномочий и управленческих функций, использование украинского языка является обязательным и русскоговорящие этнические украинцы или представители других национальных меньшинств не смогут реализовывать свое право занимать государственные должности при отсутствии сертификата о знании украинского языка (уровень знаний будет оценивать центральный орган власти в лице Национальной комиссии по стандартам государственного языка).
Проект закона предполагает контрольные функции Уполномоченного по защите государственного языка — проведение сыскных мероприятий с привлечением Национальной полиции Украины для административного репрессирования граждан, допускающих использование не украинского языка при общении, по сути, во всех публичных местах и сферах деятельности (исключение — собственное обособленное жилище).
Конституция Украины гарантирует, что использование государственного языка как официального не допускает дискриминации русского языка и языков национальных меньшинств.
"Оппозиционная платформа — За жизнь акцентирует внимание на том, что такое правовое регулирование языкового вопроса исключает способность государства содействовать консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию языковой самобытности всех народов нашей многонациональной страны, что гарантировано статьей 11 Конституции Украины", — добавил Медведчук.