Уникaльный aквaмaнил вeрнулся в Xильдeсxaйм пoслe восьми веков дальних странствий. Драгоценному приобретению посвящена специальная выставка.
«Приземление дракона» («Drachenlandung») — так называется выставка, открывшаяся только что в музее Хильдесхаймского собора. На ней представлен один-единственный экспонат — рукомойник. Но, естественно, не простой. Речь идет об акваманиле — сосуде для ритуальных омовений рук — в форме дивного зверя с клювом, гривой и когтистыми лапами.
Скорее всего, создавшие его средневековые немецкие мастера изобразили симурга — фантастическое существо, гибрид орла и льва. Это указывает на знакомство авторов и с мифологией, и с изделиями коллег мавританского или иного восточного происхождения. Датируется сравнительно небольшой, легко ложащийся в руку «дракон» XIIвеком. И ему стоило посвятить целую выставку, — убеждена директор музея Клаудия Хён (Claudia Höhn).
Уникальный сосуд
Акваманилы (их еще называют водолеями) получили распространение в эпоху раннего Средневековья. Сделаны они были, как правило, в форме животного, часто льва или коня. Согласно ритуалу, священник, полив себе на руки воду перед совершением мессы, ставил сосуд на край алтаря или на специальную приступку.
Делались акваманилы, как правило, из керамики. Бронзовые сосуды — такие, как этот — могли позволить себе только самые богатые храмы. Особенно ценились акваманилы, сделанные немецкими мастерами, причем центр по производству скульптурных водолеев находился как раз в Нижней Саксонии — в частности, в Хильдесхайме. В городе, судя по всему, было несколько литейных мастерских, и работавшие в них люди виртуозно владели так называемой техников «выдавленного воска». Бронзовая отливка гравировалась, покрывалась позолотой, украшалась эмалью.
Акваманилы ценились во все времена, а в XIX веке, вместе с модой на Средневековье, их популярность среди коллекционеров возросла настолько, что начали в массовом порядке появляться подделки. С помощью современных методов исследования они легко распознаются. Оригиналов же сохранилось сравнительно немного.
История одного сосуда
«Драконий акваманил» происходит из старой частной коллекции, и ее сегодняшние владельцы понятия не имели, какую ценность держат в руках. Не знал этого и владелец небольшого антикварного аукциона на озере Тегернзее под Мюнхеном, который по поручению наследников выставил в 2006 году артефакт на продажу — под названием «Восточный масляный светильник. XIXвек».
В тот момент, когда эксперты определили истинный возраст артефакт и его происхождение, цена сосуда взлетела почти в тысячу раз, и к 2014 году, когда акваманил в очередной раз был выставлен на продажу на аукционе Christie`s, составила рекордные для средневековой бронзы 1,3 миллиона евро.
«Тем не менее, мы решили, что просто обязаны вернуть «дракона» домой», — рассказывает искусствовед Клаудия Хён. Предмет был зарезервирован для музея, которому потребовалось почти два года, чтобы собрать необходимую сумму. На помощь пришли как различные государственные фонды, так и частный Фонд Сименса (ErnstvonSiemensKunststiftung).
К счастью, «дракон» сразу располагал к себе сердца — в том числе, сердца спонсоров. «Это не просто необыкновенно красивый и редкий акваманил, — говорит представитель Фонда Сименса Мартин Хёрнес (Martin Hoernes). — Он еще и обладает неповторимой индивидуальностью. Он просто обязан был вернуться домой, в Хильдесхайм!»
Новое поступление стало настоящей жемчужиной богатейшего собрания бронзы эпохи раннего Средневековья, хранящегося в Хильдесхаймском музее. Соседями «дракона» по витринам являются еще два редких акваманила — в виде льва и орла.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.